ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район с.п. Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Материал подготовила и реализовала: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог 2021
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Потому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.
Одарённый ребёнок заметно отличается от большинства своих сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы воспитателя, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает сказки и необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом. Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности, и могут обнаружиться только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика и другие отрасли.
В связи с этим педагоги должны организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого педагогам ДОУ необходимо провести первичную диагностику и последующие обследования. Анализ результатов проведённых исследований помогает в применении дифференцированного подхода в воспитании, выявлении одарённых детей и оценке качества применяемых педагогических методик. Исходя из результатов, определяется уровень развития дошкольника.
Одаренные дети в ДОУ: сферы одарённости ребёнка
Каждый ребёнок с повышенными умственными способностями индивидуален, со своими интересами и предпочтениями, с тягой к определённому виду деятельности. Выделяют следующие сферы одарённости ребёнка:
- Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, отличной памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный интерес к обучению, грамотно излагает мысли и идеи
- Академическая сфера: у ребёнка выражена тяга к чтению, наличие обширного словарного запаса, отличная понимание материала и его усвоение; ребёнок проявляет интерес к математическим заданиям, легко выполняет вычисления
- Творческая сфера: ребёнок высокопродуктивен и изобретателен в учебно-игровой деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные соображения, может применять разные подходы в поставленных задачах
- Коммуникативная сфера: ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность в принятии решений, показывает лидерские качества
- Художественная сфера: ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам информации, увлекается рисованием и лепкой, его творчество оригинально
- Музыкальная сфера: ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на музыкальные произведения, способен произвести короткие ритмические отрывки
- Физическая сфера: ребёнок любит физическую активность, выполняет задания, требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную координацию
Задачи педагога ДОУ в обучении одарённых детей
Исходя из требований к созданию благоприятных условий для обучения одарённых детей, педагоги ДОУ должны иметь разработанную программу обучения.
Цели программы – выявление, поддержка и развитие детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети нуждаются в индивидуальной программе обучения, потому педагоги ДОУ должны проходить специальную профессиональную подготовку.
При работе с одарёнными дошкольниками педагогам ДОУ рекомендуется использовать инновационные педагогические технологии, совершенствовать научно-методическую базу, сотрудничать с детскими общественными организациями и обмениваться опытом с другими педагогами на муниципальном и региональном уровне. Педагог должен обладать высоким психологическим уровнем для работы с одарёнными детьми, не оказывая давления на ребёнка при его желании делать что-то по-своему и неумению следовать принятым нормам. Педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму. Но при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми.
Метод проектов в обучении одарённых детей в ДОУ
Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения, питать жажду к знаниям, стремиться к открытиям и самопознанию. Метод проектов, используемый на занятиях, идеально подходит для реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных и умственных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку предлагается выполнить проект: путём исследования найти решение поставленной задачи и подвести итоги, выражая свою точку зрения перед публикой. Данная форма обучения предоставляет одарённому ребёнку возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной социальной среде, тем временем расширяя свои способности и обогащая знания. При выполнении заданий проекта воспитатель находится в роли консультанта, помогает и поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Ведь главная задача педагога – оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.
Опытные специалисты ДОУ в работе с одарёнными детьми применяют четыре главные стратегии обучения:
- Стратегия «Ускорение». Учитывает потребности детей с ускоренным темпом развития
- Стратегия «Углубление». Для детей с проявлением повышенного интереса к определённой области деятельности, предусматривает глубокое изучение предмета
- Стратегия «Обогащение». Организация основной учебно-игровой деятельности таким образом, чтобы у детей оставалось дополнительное время на своё увлечение
- Стратегия «Проблематизация». Стимулирование личностного развития дошкольников путём поиска нестандартных и альтернативных объяснений и пересмотра имеющейся информации. Зачастую такая стратегия не используется самостоятельно и является частью стратегии «Обогащения» или специальных учебно-воспитательных программ.
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Как выявить одаренных детей. Чтобы выявить одаренных детей необходимо провести диагностику и заполнить карту одаренного ребенка.
Для этого используйте метод наблюдения, изучайте их психологические особенности, речь, память, мышление. У одаренных детей более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. У них доминирует познавательная активность. Они испытывают радость от того, что добывают знания, от умственного труда.
Какой ошибки избегать. Задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше. Вам нужно предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.
Какие есть категории одаренных детей
- Дети с ускоренным умственным развитием. Резко выделяются высоким уровнем интеллекта. Такие дети будут особенно заметны в младшей школе. У них ярко выражена познавательная активность.
- Дети, у которых интеллект в целом обычный, но есть особая расположенность к какой-то отдельной области науки или техники.
- Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов, но у них может быть необычайная память, богатое воображение или особая наблюдательность, которая пока не нашла применения.
Каковы возрастные особенности проявления познавательной активности
Ранний возраст (до 3 лет):
- исследовательская поисковая активность;
- сензитивность, или чувствительность, к новизне стимула;
- способность обнаруживать новое в обычном;
- высокая любознательность.
Младший и средний дошкольный возраст (3–5 лет):
- самостоятельная постановка вопросов и проблем;
- исследование и пытливый ум;
- определение отношений, причин и следствий.
Старший дошкольный возраст (6–7 лет):
- проблемность;
- открытость новому;
- поиск несоответствий и противоречий.
Одаренность предполагает гибкость мышления. Это свойство творческого мышления, благодаря которому ребенок может варьировать способы решения задач. Гибкость мышления можно начинать формировать у детей с 4 лет. В 5–6 лет это умение активно развивается, но чтобы этот процесс продолжился, надо уделять ему внимание. Если на занятиях с детьми использовать готовые шаблоны для решения задач, то творческие способности развиваться не будут.
Какие есть приемы развития творческого мышления
1. Комбинаторные задания: «Сколькими способами можно составить четырехцветный флаг из горизонтальных полос, если у тебя есть четыре разных цвета»?
Предлагать такие задачи можно, когда у детей уже развиты понятия «некоторый», «каждый», «часть», «целое», «множество», «элементы множества» и др.
2. Задачи на выделение различных признаков предметов: «В чем сходство и различие предметов “стол” и “стул”?», «Что ты можешь сказать об арбузе?», «Что бывает белым и пушистым?».
3. Практические задания на составление фигур из палочек: «Построить пять квадратов, при этом использовать шесть палочек».
4. Знакомства с таблицами, схемами: «Какую фигурку надо поместить в пустую клеточку?».
5. Упражнения для развития творческих способностей у детей: «Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги», «Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки», «Подбирать определения к различным словам», «Игра “Что общего между? ”», «Упражнение “Что можно сделать из?… ”», «Задание “Придумай и изобрази”», «Придумывать сказки на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.», «Игра “Хорошо-плохо”», «Чем это может быть?».
Какие качества нужны педагогу, чтобы развивать творческие способностей у детей
- Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость – четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
- Профессиональные: знания и умения, которые помогают в развитии каждого ребенка. Знания и умения, которые способствуют развитию общей и специальной одаренности детей. Умение идентифицировать одаренных детей; выбрать оптимальные формы обучения для них; разработать и индивидуализировать образовательные программы, оценить результативность обучения, консультировать одаренных детей и их родителей.
- Поведенческие: умение слушать, создавать благоприятную атмосферу, применять технику постановки вопросов. На уровне межличностных отношений: педагог получает удовлетворение от общения с детьми как с интересными людьми и позволяет учить себя.
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей:
- Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний
- Поощрять проявления инициативы и интересов
- Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков
- Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками
- Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ
Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей. Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал.
Работа педагога ДОУ с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.
Иными словами, необходимо подчеркнуть, что подготавливать плодотворную почву необходимо для всех детей без исключения, т. е. максимально развивать умения, навыки, познавательные и творческие способности детей. Одаренному ребенку – одаренного педагога.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив
Следующая > |
Одна из самых больших проблем, замеченных нами, — это проблема общения детей.
Часто они не слышали друг друга, не слышали предлагаемых хороших идей. Пытались индивидуально решить задачу, не опираясь на помощь товарища. Хотя тот же Юра А. настойчиво твердил: «Прислушивайтесь к мнению другого!»
Эгоцентризм, неумение работать в команде — это одна из особенностей одаренных детей. И все-таки такие занятия в игровой форме необходимы для развития таланта ребят, так как смогут не только развивать их неординарные способности, но и помогут им адаптироваться в социуме, научат (пусть и не сразу) работать в команде, слушать и слышать чужое мнение.
Задачи:
Развивать:
- умение детей осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение действовать по собственной инициативе;
- умение выполнять задания без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить полученные ранее знания и действия в новые условия;
- умение анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с вводными данными;
- исследовательские умения;
- креативное мышление — умение находить нестандартные решения и мыслить за рамками готовых шаблонов.
Закреплять:
- навыки счета предметов;
- умение соотносить число с количеством предметов;
- навыки ориентировки по плану местности.
Формировать:
- умение и навыки работы в команде;
- умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других;
- умение конструктивно воспринимать критику и признавать свои ошибки.
Воспитывать:
- ответственность перед друзьями при выполнении своей части работы;
- чувство товарищества (поддерживать команду во всех ситуациях, не дистанцироваться от командного решения даже в случае его неэффективности);
- уважение и терпимость к мнению других членов команды.
Форма проведения — «занятие без воспитателя».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям «запустить ракету в космос», а для этого надо самостоятельно, без помощи взрослых выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание будут даваться какие-то элементы, которые и помогут запустить ракету. Воспитатель напоминает ребятам, что выполнить задания можно, только если действовать сообща и прислушиваться к мнению другого. Обращает внимание, что по ходу игры будут звучать звуковые сигналы, указывающие игрокам, что они идут в неправильном направлении и нужно искать другой путь решения задачи. (Звуковые сигналы необходимы, так как это дает возможность детям немного ориентироваться в вариантах решений и не топтаться на месте.)
Задание № 1 — «Кувшин с секретом».
Предлагается кувшин с резиновым мячиком на дне. На кувшине знаки «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя». Чтобы достать мяч (а на нем закреплена цифра «1»), дети должны сообразить налить в кувшин воду, и мяч всплывет.
Чашки с водой стоят на столе. Для возможности экспериментирования стоят чашки с разными наполнителями.
Задание № 2 — «Пирамида».
Предлагается разобранная пирамидка, которую надо собрать по схеме, лежащей рядом. Собрав пирамидку, дети получают еще цифры «4» и «10».
Задание № 3 — «План группы».
На плане группы в определенных местах указаны номера игрушек, которых надо в эти места поставить. Игрушки с номерами стоят рядом на столе. После правильного выполнения задания игроки получают цифры «0» и «9».
Задание № 4 — «Вход на космодром».
Предполагается, что на «воротах в космодром» в пустые места ребята положат круги с нарисованными стрелками в том направлении, как указано на заборе рядом с воротами. Открыв ворота, ребята получают цифру «3».
Задание № 5 — «Код запуска».
Предлагается таблица 3/3. В верхнем ряду изображения месяца, звезды, планеты. На столе лежат 5 месяцев, 8 звезд, 6 планет и цифры от 0 до 9. Предполагается, что дети сосчитают месяцы, звезды, планеты и выложат в таблице соответствующие числа «5», «8», «6». Это и есть код запуска. Разгадав код, игроки получают цифры «5», «8» и «6».
Задание № 6 — «К старту готова».
Предлагаются разрезанные буквы двух цветов, из которых собираются слова: красным — «ракета», синим — «старт». После правильного выполнения задания игроки получают цифры «2» и «7». Если ребята соберут все цифры от 0 до 10, то они смогут обратным счетом «запустить ракету в космос».
Материалы:
- нарисованная ракета;
- наборы цифр от 0 до 10;
- пирамидка, схемы постройки пирамидки;
- таблица кода;
- раздаточный материал (планеты, звезды, месяцы);
- кувшин с резиновым мячиком и знаками «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя»;
- чашки с разным наполнителем (в двух-трех — сахарный песок, в других — соль, в трех-четырех — вода);
- план группового помещения, игрушки с наклеенными на них цифрами;
- нарисованные ворота с замком;
- разрезные буквы;
- бубен.