Творческие способности младших школьников: выявление, методики, наблюдение, развитие

Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в социуме. Основная цель методики — развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь.

Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью неординарных, новых, неповторимых идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разную степень развития детей. Большую роль играют: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.

Диагностика на выявление творческих способностей у младших школьников


Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка.
Диапазон способностей зависит от физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния:

  • минимальное проявление (отставание);
  • соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие);
  • проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

К распространенным методам диагностики относится тестирование:

  • графическое;
  • устное;
  • ситуативное.

Для достижения максимально эффективного результата методики комбинируют.

Памятка для родителей, или практические советы

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Методы и методики изучения

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

  • Первичная диагностика.

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

  • Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах:

  • математика и техническое направление;
  • гуманитарная область;
  • деятельность в области искусства;
  • развитие;
  • спортивное направление;
  • коммуникация;
  • естествознание;
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам. С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению — лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Методы развития и диагностики творческих способностей младших школьников


Самым распространенным методом выявления способностей признан тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова). Диагностика позволяет оценить продуктивность и оригинальность подхода к выполнению.
Детям раздаются карточки, на которых изображены фигуры. Сложность теста определяется возрастом и развитием ребенка. Например, на карточке могут быть изображены только круги. Дорисовывая каждый круг, дети по своему представлению доводят их до высшей степени сходства с различными предметами. На карточке также могут быть изображены несколько фигур, образуя некоторую заготовку для рисунка, который нужно закончить по фантазии.

Возможные результаты диагностики:

  • «Нулевой» тип.

Ученик не дорисовывает фигуру. Возможно, он изобразит какой-либо свой рисунок рядом с фигурой. Причина: неправильное восприятие задачи, игнорирование просьбы, проявление собственной фантазии.

  • «Первый» тип.

Школьник дорабатывает фигуру так, что она становится одной из элементов изображения. Получается схематическое изображение какого-либо предмета без мелких и подробных деталей.

  • «Второй» тип.

Фигура дорисовывается с мелкими деталями и подробностями так, что получается сложное изображение.

Вторым по популярности тестом на выявление способностей признается методика, разработанная Е.А. Панько «Придумай игру». Цель: придумать новую игру, ее название, определить количество участников, правила игры, инвентарь и пр. При этом определяются способности ребенка к прогнозированию, организации деятельности, быстрому решению проблем.

Ученику дают задание – придумать игру, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Затем ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

  1. Какое название у игры?
  2. Что она собой представляет? Для чего в нее играют?
  3. Сколько игроков требуется?
  4. Какие роли у участников?
  5. Какое место выбирают для игры?
  6. В чем заключаются правила?
  7. Как (чем?) должна заканчиваться игра?
  8. Какие бонусы (штрафные очки) получают игроки?

При ответах внимание педагогов обращается не на речь, а на полноту и содержание придуманной игры. При затруднениях рекомендуется задавать школьнику наводящие вопросы, однако избегать подсказок.

Использование ситуативной методики

Для выявления творческих способностей также хорошо подходит методика «Вербальная фантазия», разработанная Р.С.Немовым.

Школьник за 1 минуту должен придумать рассказ/историю/сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут.

Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

  1. Быстрота создания сюжета;
  2. Оригинальность содержания;
  3. Степень применения реальных и не реальных персонажей;
  4. Характеристика образов.

Диагностика уникальности

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания.
  2. Способность контролировать ситуацию.
  3. Опыт.

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.

  • Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных. Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха.

  • Награды и поощрения.
  • Сила эмоций.

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

  • Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

  • Независимость, отсутствие «якоря».

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость.

  1. Способность к игре.
  2. Настойчивость.
  3. Способность к сопереживанию.

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления.
  3. Способность выходить за рамки.

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ.

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате.

  1. Баланс между чувствами и мышлением.
  2. Смелость, уверенность в себе.
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи.

  • Понимание и приоритет креативности.

Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

  • Ответственность.

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.

  • Дисциплина.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

  • Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

  • Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Принципы методики диагностики творческих способностей


При выборе способов исследования креативных способностей необходимо учитывать возраст ребенка и условия проведения тестирования.
Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания);
  • «гибкость» ответов (умение переключаться);
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества:

  • вербальное,
  • изобразительное,
  • звуковое.

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса).

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Кто и где выявит способности ребенка


Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании. Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]