Частная продленка: лучшее предложение на рынке частного обучения macarun.ru.

Картотека дидактических игр на развитие мышления и речи в старшей и подготовительной группе


LiveInternetLiveInternet

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).

• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

• Если два больше одного, то один… (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая… (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно — вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

— Это круг больше красного? (Да.)

— Он больше синего? (Да.)

— Больше желтого? (Нет.)

— Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает…».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

— Что бывает низким (высоким)?

— Что бывает красным (белым, желтым)?

— Что бывает длинным (коротким)?

Серия сообщений «логического мышления 1»:
Часть 1 — САМЫЙ БОЛЬШОЙ СПИСОК ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ! Часть 2 — Развиваем логику — развивающие игры … Часть 14 — —серия Папка дошкольника ЛОГИКА Часть 15 — !!!!!!!!!!!!! 7 игр на развитие логики и мышления Часть 16 — Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет Часть 17 — !!!!!!!! Логические игры для старших дошкольников и младших школьников Часть 18 — —серия Папка дошкольника НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ … Часть 43 — ПРОЧИТАЙ ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ Часть 44 — серия умный малыш ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Часть 45 — Пентамино Для Детей — распечатать немедленно

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п. 1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть… (художник, рама, подпись). 2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д. 3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: • огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; • овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица. 4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ. 5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д. 6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — … Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами. 7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению. 8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. 9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать. 10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». • Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. 11. «РАНЖИРОВАНИЕ». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать. 12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ». Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:

    кошка, книга, крыша;

  • число, весло, кресло;
  • Назовите общие признаки:
      яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.
  • Чем отличается:
      ручка от карандаша;
  • рассказ от стихотворения;
  • сани от телеги;
  • осень от весны;
  • дерево от кустарника;
  • лиственное дерево от хвойного дерева.
  • Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

    В первом и втором ряду по 5 картинок:

    удочка цветок ключ топор отвертка
    ваза дрова замок рыба

    К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо — ?

    Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

    колесо – круг, ковер — ? белка – дупло, медведь — ? магазин – продавец, больница — ? день – обед, вечер — ? охотник – ружье, рыбак — ? слово – буква, дом — ? лес – деревья, поле — ? палец – кольцо, ухо — ? море – капля, толпа — ? цветок – бутон, листок — ?

    Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова.

    Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    • покупать –
    • открывать –
    • помнить –
    • встречать –
    • толстый –
    • мелкий –
    • полный –
    • знаменитый –
    • голодный –
    • брать —

    К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

    Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз —

    Логические задачи:

    • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
    • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
    • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
    • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
    • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
    • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
    • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

    по рисунку

    • по изложенному в стихотворении:

    Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела.

    Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    • ваза хрустальная, а стакан легкий;
    • зебра полосатая, а леопард злой;
    • холодильник белый, а ковер мягкий;
    • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

    Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

    Таблица, разделенная на 9 клеток.

    В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

    Вопросы по таблице:

    • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
    • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
    • Кого больше зверей или насекомых?
    • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
    • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
    • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

    Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

    Типы мышления: этапы развития ребенка

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

    • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
    • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
    • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

    Предметно-действенное мышление

    Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

    Наглядно-образный тип мышления

    Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

    Словесно-логическое мышление

    В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

    Абстрактно-символическое

    При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

    Творческое мышление (креативность)

    Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

    ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

    Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.

    Выполнила: Воспитатель детского сада № 61 «Рябинка» Кемеровской области города Белово Кривоногова Дарья Владимировна

    В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, а также студентам дошкольных факультетов педагогических училищ и институтов.

    Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

    Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в словесном плане.

    Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

    При отборе дидактических игр на развитие словесно-логического мышления, мы прежде всего преследовали, поставленные нами цели и учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно эти игры помогут развить у ребенка способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

    Предлагаемые в сборнике дидактические игры и упражнения по развитию логических форм мышления представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребенка.

    Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре.

    Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего мы учитывали следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания. Все эти принципы предусмотрены нами в системе расположения игр, в данном сборнике.

    В сборнике мы примерно распределили дидактические игры по этапам усвоения. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый педагог может подобрать и другие игры, которые также следует расположить в порядке постепенного усложнения.

    Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры.

    1. «Протолкни «все такие»

    Цель: учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие».

    Оборудование: коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм.

    Ход игры:

    За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного цвета по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например, шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие». Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» и помогает путем проб отобрать, какие именно формы можно бросить в эту коробку.

    После того, как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.

    2. «По грибы»

    Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.

    Оборудование: грибы из счетного материала (шляпки разного цвета – красные, желтые, белые, коричневые), карточки для сбора грибов.

    Ход игры:

    Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например, красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой. Отдает корзиночки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове – «все красные», «все желтые».

    3. «Кто где живет»

    Цель: учить самостоятельно определять основание группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.

    Оборудование: игрушки, строительный материал, мебель.

    Ход игры:

    Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую – машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются

    вперемежку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».

    4. «Что кому дать»

    Цель: продолжать учить самостоятельно определять основание груп-пировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.

    Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины.

    Ход игры:

    Две группы детей сидят на стульях друг против друга: в одной группе – девочки, в другой – мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками; девочкам надо раздать квадратные флажки, а мальчикам – треугольные. Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключении педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.

    5. «Цвет и форма»

    Цель: учить менять основание группировки предметов в соответствии

    со сменой образцов.

    Оборудование: плоские карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – 42 элемента.

    Ход игры (проводится индивидуально):

    Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т.е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники – всего 18 карточек). Педагог берет одну из карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ребенку. Если он кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» — либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».

    После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выби-

    рать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».

    В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличи-вают и количество образцов (4-6 одновременно).

    6. «Принеси такие же»

    Цель: выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функциональ-ного назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.

    Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.

    Ход игры:

    Педагог заранее раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждый группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку и, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести иг-

    рушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.

    7. «Разложи картинки в свои конверты»

    Цель: группировать предметы по разным свойствам; самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

    Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геомет-рическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие; тре-угольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), кар-тинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.

    Ход игры:

    Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображе-

    нием пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т.д.).

    Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствует данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.

    8. «Сделаем книжку»

    Цель: представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм, учить детей анализировать ситуацию.

    Оборудование: листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа.

    Ход игры:

    Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги, элементы изображения на подносах и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает о чем этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций.

    Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т.д.

    9. «Угадай, о чем я рассказала»

    Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зри-тельное восприятие предметов.

    Оборудование: игрушки различные по форме, цвету и назначению.

    Ход игры:

    Дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов. Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка отгадана, спрашивает у детей как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».

    Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающий создать единый образ со словом.

    10. «Загадки»

    Цель: та же.

    Оборудование: игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

    Ход игры:

    Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает ее детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но не имеющей в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

    Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».

    11. «Достань кукле шарик»

    Цель: учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

    Оборудование: кукла, два шарика, стул.

    Ход игры:

    Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем педагог просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадывается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находится высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

    12. «Достань мишке мячик»

    Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, ис-пользовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

    Оборудование: мишка, мячик, палка.

    Ход игры: педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребенок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».

    13. «Достань ключик»

    Цель: продолжать анализировать условия для решения практической

    задачи, используя вспомогательное средство.

    Оборудование: заводная игрушка, ключ, скамейка.

    Ход игры:

    Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. В конце игры педагог подытоживает действия детей.

    14. «Достань машинку»

    Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; учит искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели.

    Оборудование: заводная машинка, палка.

    Ход игры:

    Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо его останавливать, пусть он убедится, что ее нельзя достать рукой. Затем педагог говорит: «Давай поищем то, что тебе необходимо». В конце занятия педагог напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

    15. «Звени, колокольчик»

    Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

    Оборудование: колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.

    Ход игры:

    Колокольчик, укрепленный на подставке, устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогло достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на полу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колокольчика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколько длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать ту веревку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Ребенку дают возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь не звенит колокольчик, попробуй за другую веревочку». В заключении педагог уточняет, с помощью какой веревочки удалось позвонить.

    16. «Столкни мяч в корзину»

    Цель: та же.

    Оборудование: мяч, палка, корзина.

    Ход игры:

    Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола лежит мяч на таком расстоянии, чтобы ребенок не смог достать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая палка, рядом со столом на полу – длинная. На полу напротив мяча – корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен

    догадаться использовать нужную палку для сталкивания мяча. После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание ребенка на свойства предметов-орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?».

    17. «Достань тележку»

    Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; про-должать использовать метод проб при решении практической задачи.

    Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.

    Ход игры:

    На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с петлей. Через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красочные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и тележка остановится на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один конец, педагог продевает ее в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился в том, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. В конце игры педагог подводит итог, задавая ребенку вопросы.

    18. «Достань шарики»

    Цель: та же.

    Оборудование: банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком.

    Ход игры:

    Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более подходящего орудия и обосновали свой выбор.

    19. «Достань игрушку»

    Цель: учит решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.

    Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.

    Ход игры:

    Педагог предлагает достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы достать ее?». Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель – освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Педагог следит, чтобы ребенок не увлекался игрой строительным материалом.

    После выполнения задания он обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.

    20. «Открой коробку»

    Цель: та же.

    Оборудование: коробка от готовальни, две картинки.

    Ход игры (проводится индивидуально):

    Педагог кладет тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда кар-тинку и закрывает коробку, не запирая штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку, достает ее и рассказывает, что на ней изображено. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее открыть разными способами, найти, что мешает.

    Следующая >

    Картотека игр на логическое мышление для детей 5 — 7 лет

    Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

    Ирина Сидоренко

    Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

    Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

    Цель: развитие

    зрительного восприятия, внимания,
    мышления и речи
    .

    Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

    Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

    Игра «Подбери пару к слову»

    .

    Цель: развитие внимания

    ,
    мышления и речи
    .

    Оборудование: мяч.

    Дети встают в круг. Воспитатель с мячом — в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка»

    . Ребенок должен поймать мяч и назвать, например:
    «Кукла»
    .

    Игра «Что это? Кто это?»

    Цель: развитие мышления и речи

    .

    Оборудование: 24 предметные картинки.

    Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты

    картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

    Игра «Разложи карточки»

    Цель: развитие логического мышления

    .

    Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка)

    ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые
    (для каждого ребенка)
    .

    На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

    Игра «Разложи картинки по группам»

    Цель: развитие

    навыков анализа и синтеза.

    Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

    Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные)

    .

    Задание «Закрой лишнюю картинку»

    Цель: развитие

    мыслительных процессов
    (эмпирическое обобщение)
    .

    Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см)
    (для каждого ребенка)
    .

    Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]