Дидактические игры и упражнения для развития памяти.

Развитие памяти у дошкольников. Невозможно представить психически здорового человека без памяти. Такого просто быть не может. Ведь память – это инструмент, с помощью которого индивид может применять свой опыт, опираться на полученные ранее знания. Важно научить работать память правильно, чтобы она не давала сбоев. Для этого благодатным периодом будет дошкольный возраст, когда идет зарождение и развитие мыслительной деятельности.

Особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста

Каждый временной период жизни человека отличается от других, ведь на каждом этапе приходят новые знания. Кроме того, особенности запоминать зависят от физических и мыслительных способностей человека. В дошкольном возрасте память отличная, ребенок буквально схватывает все на ходу. Все, что он узнает, его заинтересовывает, в этом заключается процесс познания. Но то, что показалось неинтересным, останется за бортом.

Память – осмысленное действие. Если ребенок что-то не понимает, он это не запомнит. Непроизвольно как раз запоминаются затронувшие, впечатлившие ребенка вещи. А чтобы запомнить что-то, что на взгляд ребенка, совсем не интересно, нужно потрудиться. Между тем, тот ребенок, который уже учится анализировать, сравнивать, обобщать, владеет другими операциями мыслительной деятельности, лучше запоминает.

Для детей очень важны яркие картинки, их взгляд схватывает красочные иллюстрации, мозг заставляет отложить эти образы в памяти. Также памяти в помощь движения. Ребенок не может быть пассивным, поэтому в развитии его памяти помогают подвижные игры, упражнения.

Первый важный этап в период взросления дошкольника проявляется в четырехлетнем возрасте. Если до этого периода сначала были действия, которые рождали запоминание, то в средней группе детского сада ребенок уже может запоминать слова, сказанные ему, выполнять какие-то действия на основе указаний. Он даже может сам планировать какие-то действия на основе запомнившегося материала, и прежде всего опорой для этих запоминаний будут личные наблюдения ребенка.

В пятилетнем возрасте дошкольник постигает логическое запоминание, в этом ему помогают взрослые, когда дают какие-то указания, объяснения каким-либо действиям. В этот период важно взаимодействие мыслительных операций.

Польза

Игры, развивающие память, пользуются наибольшей популярностью. У детей это ведущая деятельность, так что увлечённость не вызывает удивления. Но почему их предпочитают более взрослые и пожилые люди? Просто у них есть неоспоримые преимущества перед теми же пальчиковыми и речевыми гимнастиками, ежедневными упражнениями, логическими задачками и даже приёмами мнемотехники:

  • это интересный и увлекательный процесс, заставляющий отвлечься от проблем;
  • он снимает усталость и напряжение, совмещая в себе отдых и пользу одновременно;
  • их правила обычно просты и могут быть усвоены всеми — детьми, стариками, людьми с ограниченными возможностями;
  • соревновательный дух — хорошая мотивация, чтобы сделать всё идеально и добиться нужного результата;
  • командные игры — это всегда общение, умение находить контакты с другими людьми, что тоже положительно влияет на развитие мозговой деятельности, а значит и памяти тоже.

Как именно игра способствует развитию памяти?

Правила контролируют поведение участников, не позволяя им выходить за рамки дозволенного, — их надо постоянно держать в голове, одновременно совершая другие действия.

Преодоление препятствий и умение контролировать свои отрицательные эмоции в случае неудачи или проигрыша способствуют развитию тех самых нейронных связей. Они заставляют делать выводы о сделанных ошибках — человек запоминает их, чтобы не совершить в следующий раз.

Игра требует искать пути решения поставленной задачи командно или самостоятельно. Порой в ней стремительно и неожиданно меняются условия, к которым нужно так же быстро приспособиться. Результат — развитие креативности, инициативы, сообразительности, а вместе с ними внимания, мышления и памяти.

Большинство игр требует максимальной концентрации, поэтому их можно использовать для развития памяти и внимания одновременно.

Результат регулярного обращения к игровой деятельности как тренажёру для развития памяти — улучшение умственных способностей и познавательных психических процессов. Это будет проявляться буквально во всех сферах: в быту, когда не придётся в очередной раз стоять в магазине и вспоминать, что же надо было купить; в учёбе, когда с лёгкостью будет запоминаться материал; на работе, где нужно быть всегда оперативным; в отношениях, чтобы элементарно не забыть годовщину свадьбы или день рождения близкого человека.

Виды памяти

Развитие памяти у дошкольников. Существует несколько видов памяти.

  • двигательная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая,
  • образная.

В свою очередь нужно отметить непроизвольную память, когда образы и предметы запоминаются словно сами по себе, без какого-то усилия, и произвольную, когда идет старательный процесс запоминания. Непроизвольная память характерна для младших дошкольников. Старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным запоминанием.

Эмоциональное развитие дошкольника

Формы воспроизведения

Формы воспроизведения также можно разделить на группы.

  • Самое простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он непременно это узнает.
  • Вторая форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить его признаки.
  • Третья форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным, для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
  • Четвертая форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай, когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет или явление другими, потому что размыто узнавание.

У дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления, если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали, а главное, существенное забыть.

Кроме того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга: избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все, что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его основных признаках.

Третья особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия, он автоматически запоминает.

Четверная отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.

Когда накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет осмысленное оперирование полученными знаниями.

Нормы развития памяти у дошкольников

Для конкретного возрастного этапа – свои нормы.

  • До года – моторная память, присутствуют рефлексы, запоминание на уровне эмоций.
  • 1-2 года – развитие нервной системы, образное запоминание.
  • 2- 4 года – развитие механической памяти, навыки запоминания и логического мышления, преобладает узнавание, важен интерес для запоминания.
  • 4-5 лет – непроизвольное запоминание, произвольное начинается, превалирует припоминание.
  • 5-7 лет – произвольное. Объем нормального запоминания от 8 предметов из 10.

Развивающие методики для детей

Игра 2. Пятнашки

Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.

Упражнения и игры на развитие памяти

Помня о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции, вызванные интересом.

Развитие образной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».

Для развития образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки, который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить».

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие слуховой памяти

Когда ребенок слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей успешности в школе можно не говорить. Поэтому у дошкольников очень важно развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями.

Словесная эстафета

В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.

Игра в цвета

В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.

Такт

Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

  • Цифры после запятой в числе Пи;
  • Таблица умножения.

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Cтатистика На весь экран

Развитие зрительной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли малыши удержать изображение в памяти? Для развития способностей можно предложить дошкольникам поиграть в такие игры:

«Восстанови узор»

На поверхности выкладывается с помощью раскрашенных деталей узор. Ребенок его запоминает. Потом предлагается ребенку выложить такой же узор по памяти.

«Разведчик»

На столе лежат предметы. Ребенок смотрит на них, запоминает, что и где находится. Потом ребенок отворачивается, а некоторые предметы меняют местами. Ребенок должен назвать предметы, которые были передвинуты.

«Прогулка»

Во время прогулки ребенок видит множество цветов и предметов, он невольно запоминает то, что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь акцентировать внимание. После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.

«Фоторепортаж»

Заранее подготовьте картинку, например такую.

План действий:

  1. Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
  2. Через 30 секунд уберите картинку.
  3. Попросите ребенка ответить на вопросы.

Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:

  • Сколько полочек висит на стене?
  • Что нарисовано на постельном белье?
  • Кто лежит на кровати?
  • Какого цвета шкаф и тумбочки?
  • Что стоит на подоконнике?
  • Сколько времени на часах?
  • Где сидит черепаха?
  • Сколько ламп в комнате?
  • Какого цвета занавески?
  • Есть ли в комнате скрипка?

Подобных упражнений очень много в детских журналах.

Развитие двигательной памяти

Для развития двигательной памяти можно поиграть в «марионетку». Ребенок спокойно стоит, а взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперед. Потом ребенка просят повторить движения по памяти.

Также можно воспользоваться игрой «Делай, как я». Воспитатель делает движения, ребенок повторяет за ним.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Развитие произвольной логической памяти

Умение классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы классификации, анализа, сравнения и обобщения.

Дидактическая игра «Карточки»

Детям предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам. К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.

«Близнецы»

Среди разных картинок ребенок должен найти две одинаковые.

Развитие долговременной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.

Дошкольникам предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.

Хорошим вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Методики развития тактильной памяти

Тактильная память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие упражнения:

«Отыскать на ощупь»

Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий.

«Игра с настроением»

У ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает предметы.

«Сказки с тактильными деталями»

В этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить, какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

Игра 11. Бриллианты

Игра «Бриллианты» развивает память. Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его. На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.

Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Нарушения памяти и их причины

Специалисты выделяют два основных вида расстройств:

  • количественные,
  • качественные.

Количественные нарушения – это ослабление памяти, выпадении каких-либо фрагментов. При качественных уже на первое место выходят ложные воспоминания, фантазии, замещающие реальность.

Причинами нарушения памяти у детей могут быть:

  • умственная отсталость, часто врожденная,
  • травма, физическая или психическая,
  • не комфортная для ребенка атмосфера, где страх вытесняет все из головы ребенка,
  • болезненность организма, в том числе авитаминоз.

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Что влияет на развитие памяти у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Чтобы память ребенка развивалась, нужно уделить внимание следующим факторам:

Питание

Рацион должен быть разнообразным, в питание нужно вводить полезные продукты, витамины. Обязательно должны быть мясные и овощные продукты, рыба, зелень, фрукты.

Здоровое питание: меню на каждый день

Здоровый образ жизни

Обязательно должен быть режим дня, в котором нужно отвести время и прогулкам, и полезным занятиям. Спать ребенок должен ложиться в конкретное время, вставать тоже по часам. Пусть ребенок занимается в спортивной секции, посещает развивающий кружок.

Развитие с учетом возрастных особенностей ребенка

Родители должны понимать, что ребенок должен направлять в нужное русло свою энергию. Однако нельзя переутомлять дошкольника, иначе можно добиться синдрома постоянной усталости. Хорошо, если развивающие занятия проходят на базе детского сада. Переутомлять ребенка, записав его сразу в несколько секций и кружков, нельзя.

Упражнения для развития памяти у детей: ВИДЕО

Тренировка памяти и внимания у взрослых лучшие упражнения

Занятия по улучшению памяти у взрослых – это не такое уж сложное занятие. При желании на тренировку внимания у взрослых можно не тратить лишнее время. Внимательно слушайте своего друга, стараясь запомнить цвет его рубашки, туфель, плаща, глаз, волос. После того, как расстанетесь, постарайтесь вспомнить эти цвета.

Идя по улице, попробуйте запомнить номера проезжающих мимо автобусов или машин. Если вы застряли в пробке или долго едете в троллейбусе, решайте кроссворды и сканворды

Они отлично тренируют память и внимание

Запоминайте каждый день три слова иностранного языка. Учите стихи, читайте не меньше 20 страниц в день. Эти простые способы тренируют мозг и память у взрослых, занятых людей.

Старайтесь не переутомляться и правильно питайтесь. Свежие фрукты и овощи, зелень, постная диета, достаточное количество калорий, разнообразное меню необходимо для питания клеток мозга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]