↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная
и
коллективная
.
По характеру: репродуктивная
(повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная
— творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная
.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд
.
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми — их называют творческими или сюжетно- ролевыми. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре начинают чувствовать себя членом коллектива. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Особенно важно общение со сверстниками для детей, растущих единственными в семье. Общаясь с ними, ребенок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам. Игра и любая другая деятельность приобретает для него особое содержание, при условии, что у него есть партнер. Поводом к общению становится стремление ребенка научить других тому, что умеет сам, поделиться своими впечатлениями.
Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми 1. Сюжетно-ролевые 2. Творческие игры Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт. Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? -да если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет только тогда успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Задачи воспитателя при организации игры: — помочь организовать игры — сделать их увлекательными — сделать их насыщенными действиями — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры Ошибки педагогов при организации игры — навязывание готовых игр — игры по определенному плану – шаблон игр — стеснение инициативы ребенка «Мы должны влиять на ребят, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего». Макаренко А.С. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт педагогов показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог может руководить выбором игры. С учетом всего этого постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру Игра как средство развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников
Похожие статьи:
Игра как средство развития дошкольников
↑ Общение как вид деятельности
Общение
— вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация
— общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты
— те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель
— это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание
— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства
— это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение
— это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты
: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели
(то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание
(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения
(способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции
общения:
- коммуникативная
(осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); - познавательная
(олучение новой информации); - социализации
(формирование навыков взаимодействия в обществе); - психологическая
(эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
Сущность понятия «игра» и ее характеристика
Сущность понятия «игра» и ее характеристика
Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С.Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у различных педагогов, имеется свой взгляд на понятие «игра».
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и реальнее того, который предлагается игрушечной лавкой». К.Д.Ушинский доказал, что содержание игры влияет на формирование личности воспитанника. [26]
В создании теории игры особая роль отводится исследованиям Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление воспитанника познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для воспитанников – это способ познания окружающего». [16]
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный воспитаннику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В дошкольном возрасте он впервые становится таким, что моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда «быть взрослым» он может только в игре. В ней воспитанник берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. [2]
А.П.Усова определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. [26]
К.Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. [8]
К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре воспитанник получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, он старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии.[4]
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. [9]
Итак, проанализировав различные подходы к определению игра, мы считаем наиболее полным и содержательным определение, приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [14]
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности воспитанников, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы. Изучение данного материала позволяет осмыслить предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. [19, с.10]
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек – самоделок, которые делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают их объединению в игре. Руководя игрой мы, тем не менее, не должны подавлять инициативу, самостоятельность детей. [20]
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие внимания и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает воспитанника точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Для развития мышления и воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней воспитанник осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. [12, с.14]
В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. Игра – это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.
С.А.Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;
— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [25]
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на воспитанника, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.[26]
Существуют разные виды игр:
— подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка;
— дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
— игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки;
— сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами воспитанники. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения;
— конструктивная игра – где воспитанники отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения, но в обобщенном, схематизированном виде. [9]
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность воспитанников имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.
Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. [18]
Таким образом, обнаруживается, что у большинства педагогов, таких как Л.С. Выготский, Н.К.Крупская, А.Н. Леонтьев, К. Бюллер, К.Д. Ушинский и др. имеется свой взгляд на понятие игра.
Одни считают, что игра – является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни, другие полагают, что это радость от самого действия, третьи утверждают, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Однако все исследователи сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью в жизни дошкольников.
5
↑ Игра как вид деятельности
Игра
— это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Этапы развития игры
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
- Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
- Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
- Игра с правилами.
Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко:
- Условные предметные действия.
- Поведение в контексте той или иной роли.
- Развертывание сюжета.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка:
- Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
- Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
- Развитие нравственных инстанций.
- Формирование качественно новых мотивов.
- Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.
Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игровая деятельность 410 ₽ Реферат Игровая деятельность 230 ₽ Контрольная работа Игровая деятельность 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.
Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.
Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.
Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
↑ Труд как вид деятельности
Труд
— это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации,
например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация —
уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность
связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная
деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность
связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность
представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная)
деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность
.
Прогностическая деятельность
— это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство
— это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство —
производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный
(осознанная постановка целей и их достижение),
продуктивный
(создание полезного продукта),
орудийный
(создание орудий труда),
преобразующий
(изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и
общественный
(взаимодействие с людьми)
характер деятельности
.