Декоративная тарелка в подготовительной группе лепка – . , — .


Занятие по лепке в подготовительной к школе группе «Лепка декоративной посуды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Тема:

Лепка декоративной посуды.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.
  2. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.
  3. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.
  4. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Материал и оборудование:

  1. Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.
  2. Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.

Предварительная работа:

  1. Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким , легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово “декоративная”?

(Ответы детей)

Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами или прорисовывать узор стекой.

Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

14.03.2007

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЛЕПКА модульная из колец «Красивая посуда для кафе»

Задачи. Учить детей лепить красивые и в то же время функцио­нальные (полезные) предметы для игры в кафе. Познакомить с но­вым способом лепки: из колец (модульная техника). Показать воз­можность моделирования формы изделия (расширения или сужения в отдельных местах) за счет изменения длины модулей («колбасок»). Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа. Рассматривание разных предметов по­суды на занятии по познанию окружающего мира.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина или пластилин, стеки, поворотные диски или клеенка, салфетки бумажные и ма­терчатые, красивые бусины, пуговицы, бисер, семена, веревочки и узкая тесьма для оформления посуды.

Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми краткую беседу о том, что такое кафе. Интересуется, кто из детей посещал

164

кафе и по какому поводу, что делали и что видели в кафе, какая там была посуда, еда, салфетки и т. д.

Педагог предлагает детям слепить красивую посуду из гли­ны (пластилина) — такую, чтобы в нее можно было положить игрушечную еду. Уточняет представление детей о видах посуды, ориентирует на создание посуды в народном стиле (горшочки, крынки, миски). Показывает изображения или реальные предметы посуды.

Далее педагог поясняет новый способ лепки полых сосудов — из колец (модульная техника).

Лепка из колец — это оригинальный способ лепки, которым с давних-давних времен пользуются народные умельцы-гончары. Как правило, такая техника применяется для лепки посуды. Сна­чала подготавливают основу для сосуда: делают плоскую лепешку или раскатывают глину (пластилин) и вырезают круг, как из те­ста (сверху ставят стакан или банку и плотно прижимают, слегка поворачивая). Затем раскатывают валик такой длины, чтобы его можно было уложить по краям основы. Оставляют первый валик как контрольный, чтобы длину остальных сверять по нему. Если задуманный сосуд прямой, все валики должны быть одинаковые. Если сосуд расширяется или, наоборот, сужается кверху, валики соответственно удлиняются или укорачиваются. Лепка состоит в том, что валики последовательно сворачивают кольцом и уклады­вают валик на валик (кольцо на кольцо) — все выше и выше. При этом нужно следить, чтобы места стыков (где валик смыкается в кольцо) не выстраивались в одну линию. Все новые и новые кольца плотно прижимаются друг к другу. Когда будет создан задуманный СОСУД (в процессе лепки форма может измениться и отличаться от задуманной), его внешнюю поверхность сглаживают пальцами или салфеткой. Если сосуд выполнен из глины, для сглаживания ис­пользуют металлическую ложку.

165

Из колец можно вылепить не только посуду для еды но и много других полезных и красивых предметов: вазу, кувшин, чашу, кашпо для настоящего цветочного горшка.

Вылепленную посуду можно украсить плоским или рельефным орнаментом (растительным, зооморфным, геометрическим или сме­шанным). Необычный узор можно выложить из веревочек и бусин (бисера), тыквенных семечек, гороха и пр. Если посуда лепится из глины, орнамент лучше выкладывать на сырой поверхности. Лепные изделия из глины можно разрисовать гуашевыми красками, но перед этим нужно высушить их в течение нескольких дней.

После занятия. Завершение оформления лепных изделий. Ис­пользование вылепленной посуды для игры в кафе: дети «создают» витрину (прилавок), на которую выставляют посуду и подписывают, какая в ней еда, например: рядом с миской ставится карточка СУП, рядом с чашкой — ЧАЙ, рядом со стаканом — СОК и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Чудесная репа»

Задачи. Учить детей составлять текст-повествование по началу, предложенному воспитателем, анализировать текст, рассуждать. Учить разным способам образования названия предметов посуды. Воспитывать интерес к письменной речи. Развивать дикцию, арти­куляционный аппарат детей. Закрепить умение проводить слоговой анализ слова, определять ударный слог.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки со словами ДЕДУШКА, БАБУШКА, СЛОН, ЗАЯЦ, ЧЕРЕПАХА, ЩИ, ЛЮБИТ, СОК, СУП, ЧАЙ, • (точка).

Содержание занятия. Воспитатель своими словами пересказывает отрывок из сказки Б. Н. Сергуненкова «Чудесная репа»’.

Примерный вариант пересказа:

Посадил дед репу


курочку кормить. Выросла репа совсем малень­ кая

меньше зернышка. Накормил дед курочку.
Посадил дед репку, чтобы корову накормить. Выросла репа большая, как стог сена. Накормил дед корову.

Посадил дед репу для себя с бабкой. Выросла репка не мала, не ве­лика — обыкновенная репа.

М .:

1 Хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Борисовская Е. Н. Славянский дом книги, 2003. С. 474-475.

166

Приготовила баба печеную репу: почистила, водой облила, в чугунок положила, на огонь поставила, испекла.

Сели дед с бабой за стол, и внуки с ними. Стали есть репу. Ели, ели


не могли съесть.
Воспитатель задает детям вопросы, уточняющие понимание текста:

— О чем эта сказка?

— Кого кормил дед репой?

— Какая репа уродилась для курочки? Для коровы? Для деда? Воспитатель говорит детям, что сказка называется «Чудесная

репа». А что же в ней чудесного? Какие чудеса могли произойти с репой? Выслушивает детей. Спрашивает, как по-другому можно оза­главить сказку, почему?

Далее воспитатель предлагает детям разбиться на команды по 3 человека и рассказать сказку: один начинает, другой продолжает, а третий заканчивает. Конец должен быть у каждой команды свой. Выслушивает сказки в исполнении трех команд.

Далее детям предлагается определить, подходит ли к этой сказке пословица: «Без заботы и репу не вырастишь»1. Почему? Воспитатель выслушивает рассуждения детей, спрашивает всех желающих.

Затем педагог обращается к детям: «Баба варила репу в чугунке. Чугунок — это такая посуда. Какую еще посуду вы знаете?» Выслу­шивает высказывания детей. Спрашивает, как называется посуда для кофе? Для сухарей? Во что кладут фрукты? Печенье?

Просит детей послушать слово «вишни». Спрашивает, сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Предлагает проверить количество слогов хлопками.

А в слове «слива» сколько слогов? Какой слог ударный? Далее воспитатель выставляет на наборное полотно слова: ДЕ­ДУШКА, БАБУШКА, СЛОН, ЩИ, ЛЮБИТ, ЗАЯЦ, ЧЕРЕПАХА. Просит детей «прочитать» их. Показывает новые слова: СОК, СУП, ЧАЙ. «Читает» слова вместе с детьми. Затем обращается к детям: «Посмотрите, какое предложение я составила (ДЕДУШКА ЛЮБИТ ЧАЙ). Кто может прочитать это предложение?» Дети «читают» ин­дивидуально и хором.

Воспитатель предлагает детям составить предложения из слов, которые лежат на столе, вызывает 2—3 желающих. В заключение дети разучивают скороговорку:

Съел Валерик вареник, А Валюшка — Ватрушку2.

Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художествен­ная литература, 1988. С. 17.

народные скороговорки / Сост. Г. Науменко. —

167

Воспитатель уточняет, что такое «ватрушка» и «вареник». Ско­роговорку читают в умеренном темпе с разной силой голоса, стоя, помогая себе пальцами рук (сжимая и разжимая кулачки в такт скороговорке).

После занятия. Воспитатель предлагает детям сделать меню для игрушечного кафе, написав на сложенном листе бумаги знакомые называния блюд. А также оформить в игрушечном кафе витрину, расставить слепленную ими посуду и подписать название блюда, используя слова СУП, ЧАЙ, СОК, ЩИ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Украшаем стол»

Задачи. На новом материале для конструирования (целые ово­щи и фрукты) закрепить у детей умение анализировать форму как основу возможной поделки, создавать образ разными способами (достраивание, убирание лишнего, изменения пространственного положения), добиваться выразительности и оригинальности; про­демонстрировать элементы украшения праздничного стола.

Предварительная работа. Педагог заранее изготавливает 2—3 по­делки для рассматривания и обсуждения вариантов их преобразова­ния для создания новых образов.

Материалы, инструменты и оборудование. Вареные целые овощи (картофель, морковь) по возможности разных конфигураций и раз­меров, а также некоторые виды фруктов (бананы, виноград, груши и пр.). Для оформления поделок: сушеные ягодки или семечки, тонкие веточки петрушки, укропа. Оборудование для работы: на каждого ребенка — фартук, подставка, пластмассовый одноразовый нож, зубочистки для крепления деталей.

Содержание занятия. Педагог спрашивает детей: понравилось ли им быть «поварами» и делать «вкусные картинки» из овощей и фруктов. Предлагает продолжить работу и придумать новые подел­ки, только теперь не из частей, а из целых овощей и фруктов. Ин­тересуется, зачем могут понадобиться такие необычные поделки (для украшения стола на праздник, чтобы удивить, порадовать гостей).

Спрашивает детей, как нужно приготовиться к работе (вымыть руки, надеть чистые фартуки, приготовить рабочее место). Дает 2-3 минуты на то, чтобы каждый ребенок это выполнил. Детей лучше рассадить вокруг нескольких столов, поставив на середину каждого стола тарелки с разнообразными овощами и фруктами.

168

Далее педагог показывает детям свои поделки (см. рисунок), об­суждает с детьми, из какого материала они выполнены, как соеди­нены их элементы, как поделки украшены. Важно придумать вместе с детьми, как получить похожую, но другую поделку. Например, поросенка превратить в мишку, зайца или кошку.

Затем рассматривается заготовленный материал. На примере не­скольких корявых и необычных по форме картофелин и морковок обсуждается, во что их можно превратить, какие детали добавить, как скрепить их между собой. Педагог может задать детям и про­блемные вопросы, например: «А как быть, если для ушей кошки нет подходящих форм? Из чего их можно приготовить? Каким инстру­ментом следует воспользоваться?» Важно проговорить возможность использования разных способов: и добавление недостающих частей, и убирание лишних, и изменение пространственного положения. Такое обсуждение поможет «разбудить» фантазию детей.

После этого дети выбирают себе материалы и создают разные фигурки.

По окончании занятия все поделки «подписываются»: дети ставят таблички со своими именами и названием работы КОШКА, МИШ­КА, СВИНКА, ЗАЯЦ, ЖИРАФ и т. д. Поделки рассматриваются, обсуждается, кому какая поделка понравилась и почему.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Стихи Даниила Хармса»

Задачи. Познакомить детей со стихами Даниила Хармса. Вклю­чать детей в творческую игру-драматизацию, отражающую игровую пРироду поэзии Д. Хармса. Развивать воображение, умение вос-

169

создавать неожиданные ситуации, размышлять о различных возмож­ностях их толкования. Создавать условия для детского словесного творчества.

Содержание занятия. Воспитатель удобно размещает детей во­круг себя и предлагает послушать стихи поэта Даниила Хармса. Рассказывает детям, что Даниил Хармс был очень веселый чело­век, который любил сочинять забавные стихи, шутки, рассказы, где все неожиданно. Он был неистощимый фантазер и выдумщик. Его произведения печатались в детских журналах с веселыми на­звания «Чиж» и «Еж». И хотя не всем взрослым нравились его стихи, дети их читали с большим удовольствием. «Послушайте и вы», — говорит педагог и читает детям стихотворение «Иван Ива­ныч Самовар».

После небольшой паузы спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение. Предлагает придумать новых героев, которые могли бы утром прийти к самовару, и разыграть этот эпизод.

Далее воспитатель читает детям стихотворение «Пирог». При этом воспитатель не произносит последнее слово каждой второй строки, предлагая детям самим отгадать слово в конце фразы.

Педагог вместе с детьми обсуждает, было ли трудно подбирать нужные слова, можно ли вместо слова «позвал» сказать «пригласил»; почему это сделать нельзя. Делает вместе с детьми вывод о том, что в стихотворениях последние слова (в конце строчек) должны звучать похоже, складно.

Затем педагог предлагает детям послушать еще одно стихотворе­ние Д. Хармса, которое называется «В гостях».

Воспитатель интересуется, почему «нет буквально ничего»? Вы­слушивает рассуждения детей (например, «Большой человек все раздавил в маленьком домике мыши» и др.). Затем спрашивает: «А что произошло бы, если бы маленькая-маленькая мышка пришла в гости в большой-большой дом?» Выслушиваются детские предпо­ложения и фантазии.

Далее педагог читает стихотворение «Удивительная кошка».

Определяется главный герой стихотворения (кошка) и предмет, с помощью которого она «лечила» свою лапу. Педагог обозначает их на доске словами (ШАР, КОШКА), размещая внутри картинок-символов, обозначающих кошку и шар (см. рисунок).

— Чему так удивились люди? (Тому, что кошка летит на шаре.)

— А могло ли быть наоборот? (Меняет положение табличек: КОШКА, а под ним слово ШАР — см. рисунок б.)

Как тогда бы изменилась ситуация? (Дети фантазируют, что могло бы произойти, если бы кошка оказалась верхом на шаре.)

170

а б в г

Педагог меняет положение табличек (см. рисунки виг) —

полу­чается ситуация «кошка в шаре» и «шар в кошке». Дети придумы­вают, как кошка могла попасть в шар, затем, как шар мог попасть в кошку, и что из этого могло выйти. Педагог инициирует детей к созданию целостных историй, а не отдельных высказываний. Дети могут помогать друг другу сочинять.

ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети по­знакомятся с некоторыми народными промыслами разных областей России, найдут эти места на карте, узнают о традициях народных ярмарок. Педагог расскажет о том, как в нашей стране выращивают и перерабатывают лен, разучит с детьми народную игру «Расти, мой леночек». Дети смогут окунуться в мир декоративно-прикладного искусства, создавая с помощью ножниц узоры на бумажных поло­тенцах, а также слепив и расписав нарядного индюка по мотивам дымковской игрушки. Если в той местности, где живут дети, есть свои промысловые традиции — самое время подробно об этом поговорить, а возможно, и посетить мастерские или музейные вы­ставки.

На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети познакомятся с различными жанрами потешного и игрового фоль­клора. Они будут сочинять свои сказочные истории, участвовать в играх со словом, что будет способствовать пробуждению интереса к народной словесной культуре.

На занятии по ознакомлению с природой дети узнают о том, что нужно для того, чтобы вырастить хороший урожай; поговорят о поч­ве как компоненте природы, ее свойствах и значении в жизни чело­века, животных и растений; проведут несложные эксперименты.

Дети будут учиться измерению с помощью условной мерки: будут определять объем сыпучих тел, измерять длину ленты.

День неделиВременные отрезки дняСодержание образовательной работы
1 деньУтроИгры по инициативе детей
Занятия1. Познание окружающего мира. «Товары на ярмарку. Лен» 2. Аппликация. «Узорчатые полотенца» 3. Физкультура № 7.1. Разучивание техники ходьбы приставными шагами вперед. Закре­пление умения прыгать с поворотом на 180°. Развитие выносливости (бег в медленном темпе до 2 мин)
ПрогулкаНаблюдения в природе Подвижная игра «Догони свою пару», на­родная игра «Расти, мой леночек» Игры по инициативе детей
После обедаЧтение 1-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
ВечерИгры по инициативе детей
2 деньУтроИгры по инициативе детей
День неделиВременные отрезки дняСодержание образовательной работы
Занятия1. Развитие речи и начала грамоты. «Сбил, сколотил, вот колесо» 2. Лепка декоративная. «Нарядный индюк» 3. Музыка № 7.1. Пение:
распевка — рус. нар. песня «Кузнец», рус. нар. песни «Ой, тари, тари, тари», «Где был, Иванушка?», «Во кузнице»;
Игра на детских музыкальных ин­ струментах:
рус. нар. песня «Калинка»;
Му­ зыкальное движение:
игра «Чей кружок скорее соберется» (рус. нар. песня «Ах ты, береза»)
ПрогулкаНаблюдения в природе Подвижная игра «Кто сделает меньше ша­гов», народная игра «Расти, мой леночек» Игры по инициативе детей
После обедаЧтение 2-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
ВечерИгры по инициативе детей
3 деньУтроРазные виды детских игр
Занятия1. Математика № 7 2. Художественная литература. «Шутки и при­баутки» 3. Конструирование из бумаги. «Закручиваем конус»
ПрогулкаНаблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка. Восстановление уме­ния подлезать под препятствия различной вы­соты. Закрепление умения бросать и ловить мяч несколько раз подряд. Развитие силы посредством подвижных игр («Сильный бро­сок», «Бой петухов» и др.)
После обедаЧтение 3-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
ВечерИгры по инициативе детей
4 деньУтроИгры по инициативе детей
Занятия1. Развитие речи и начала грамоты. «Делу время, потехе час». 2. Рисование декоративное. «Нарядный индюк» 3. Музыка № 7.2. Музыкальная игра- драматизация:
работа над сценкой «Корыто и звери»
ПрогулкаНаблюдения в природе Подвижные игры «Не оставайся на земле», «Л овишки-перебежки» Игры по инициативе детей
После обедаЧтение по выбору педагога или желанию детей
ВечерИгры по инициативе детей Рекомендации родителям по знакомству де­тей с декоративно-прикладным искусством

172

173

День неделиВременные отрезки дняСодержание образовательной работы
5 деньУтроИгры по инициативе детей
Занятия1. Природа. «Как сохранить почву» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 7.2. Разучивание техники многократного подбрасывания мяча вверх и ловли его двумя руками (10—15 раз подряд). Закрепление умения ходить приставными шагами вперед. Развитие гибкости (специаль­ные упражнения на гибкость с партнером: на­клоны, растягивания, повороты и т. д.)
ПрогулкаНаблюдения в природе Подвижная игра «Догони свою пару» Игры по инициативе детей
После обедаЧтение по выбору педагога или желанию де­тей
ВечерИгры по инициативе детей Работа с родителями: сбор предметов из ме­талла для составления «коллекции»

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках.

Воспитатель продолжает вести с деть­ми сезонные наблюдения в природе. В зависимости от природных особенностей региона, они могут быть разными, например можно предложить детям:

— найти на участке (в ближайшем парке, сквере) деревья, ку­ старники, на которых еще остались листья;

— найти растения, листья которых до сих пор остаются зеле­ ными;

— найти травы, которые еще не пожелтели;

— выяснить, есть ли еще на участке растения с цветками;

— выяснить, прилетают ли новые птицы на участок;

— понаблюдать за снегом (рассмотреть снежинки, сравнить их, проследить за тем, как они тают); в течение дня выяснить, растаял ли выпавший утром снег, в каких местах он лежит дольше всего (в затененных), а в каких тает быстро;

— провести наблюдения за тем, как начинают замерзать лужи, попробовать разрушить лед палкой, выяснить, есть ли под ним вода, послушать, как он трещит, выяснить, как долго в течение дня лед остается в луже;

— обращать внимание на солнечное освещение, на высоту стоя­ ния солнца и на долготу дня.

Воспитатель и дети исследуют почву на территории детского сада (в сквере, в парке). В регионах, где еще нет снега, воспитатель обра­щает внимание детей на участки, где хорошо видна почва (клумбы, альпийские горки, газоны, участки под деревьями, кустарниками, 174

огороды и т. п.). Воспитатель предлагает детям выяснить, каковы особенности земли на территории детского сада. Какого она цве­та? (Коричневая, черная, серая…) В каких местах земля влажная, а в каких — сухая? Когда почва бывает влажной, а когда — сухой? В сырую погоду дети вдыхают запах земли и выясняют, чем она пахнет. Воспитатель дает задание найти на территории детского сада участки, на которых земля мягкая, рыхлая (огород, клумба) и твер­дая (дорожки, спортивные площадки). Как дети думают, обитают ли на территории детского сада подземные животные? (В северных регионах, где в это время года животных уже обнаружить сложно, дети вспоминают, кого они видели в теплое время года на огороде, на клумбе, в других местах.) Вместе с воспитателем дошкольники набирают в мешочки почву. Она понадобится для проведения иссле­дований в группе. Почву нужно взять с двух участков: с участка, где земля рыхлая (например, с клумбы), и с участка, где земля плотная (например, с тропинки).

Наблюдения в уголке природы.

Дети выращивают в уголке природы растения (например, лук) в прозрачной емкости, чтобы наблюдать за ростом корней. Вспоминают, зачем растениям нужны корни. (Держат растения в земле, помогают им питаться.)

Во время ухода за растениями воспитатель обращает внимание детей на почву в горшках: какого она цвета, есть ли в ней комочки, из чего она состоит? Интересуется, для чего рыхлят почву. Дети бе­рут комочки земли и рассматривают их через лупу, чтобы выяснить, из чего состоит земля. Одинаковую ли землю насыпают в горшки для разных растений? (Нет, одним растениям нужна земля с песком, другим — без песка, и т. п.) Воспитатель рассказывает, что разным растениям нужна разная почва. Детям предлагается подумать, что произойдет с комнатным растением, если его посадят в горшок без земли. Дети набирают немного почвы в мешочек и относят в группу для наблюдений.

Во время работы с календарем погоды воспитатель обращает внимание детей на то, что дожди идут все чаще, а солнце появля­ется все реже. Становится холоднее, приходят первые заморозки, выпадает первый снег.

Дети опускают комочки земли, принесенные с территории дет­ского сада и из уголка природы, в разные банки с водой. Периоди­чески наблюдают за тем, что происходит с почвой.

Наблюдения в домашних условиях.

Воспитатель просит детей выяс­нить, есть ли у них дома почва (в горшках с комнатными растения­ми), и рассказать об этом в детском саду. Дети могут, по желанию, принести в группу фотографии огородов, клумб, альпийских горок, сделанные на дачных участках или во дворах домов. Воспитатель вместе с детьми рассматривает эти фотографии и обсуждает, для чего нужна в таких местах почва, спрашивает детей, как они вместе с взрослыми ухаживают за растениями.

175

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. «Ярмарочное» содержание этой недели может стать эмоционально значимым для детей и найдет продолжение в самодеятельных играх. Привлека­тельными смогут оказаться элементы народных костюмов, антураж народного быта. Получив их в свободное пользование, дети сами придумают, как их применить. Например, коробейники реклами­руют свои товар: «Налетай…, не зевай…, покупай…». Игрушки, изображающие животных, могут ассоциироваться с цирковыми представлениями на площадях. Дети могут «готовить угощения» для праздника и пр.

Детям, которые любят рисовать, лепить, конструировать, де­лать игрушки, необходимо создавать условия для реализации их замыслов: обеспечить природными материалами, тканями, по­ролоном, картоном, бумагой, фломастерами, цветным пластили­ном.

Народная игра «Расти, мой леночек»’ (Рязанская область)

Играющие встают в круг. Одна из девочек изображает хозяйку, она встает в центр круга и говорит: «Уж посеяла я ленок, не пора ли заводить хоровод?!» Остальные участники идут по кругу то в одну сторону, то в другую и поют песню:

Расти, мой леночек И тонок, и гонок. Ох, ляли, лели, И тонок, и гонок. И бел, как ковыла, И крепок, как жила. Ох, ляли, лели, И крепок, как жила. Стал лен поспевати, А я поспешати. Ох, ляли, лели, А я поспешати. Стала зазывати — С кем белый лен брати. Ох, ляли, лели, С кем белый лен брати. Пришел ко мне Ванька, Взял лен на прялку Ох, ляли, лели, Взял лен на прялку.

Со словами: «Пришел ко мне Ванька» из круга выходит мальчик, имя которого прозвучало в песне. Вместе с хозяйкой он начинает изображать, как помогает ей в работе со льном.

Науменко Г. М.

«Русские народные детские игры с напевами». — М.: Либерея, 2003.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Товары на ярмарку. Лен»

Задачи. Сформировать у детей некоторые представления об истории ярмарок в России. Познакомить детей с народными про­мыслами, показать чем славятся разные местности нашей страны. Рассказать о традиционных изделиях из льна, трудоемком процессе их производства.

Материалы, инструменты, оборудование. Изделия народных про­мыслов (например, глиняные дымковские и филимоновские игруш­ки, стеклянные фигурки из города Гусь-Хрустальный, деревянная посуда из Хохломы и деревянные богородские игрушки, вологодские изделия из льна и т. п.). Карта России. Картинки с изображением растущего хлопка и льна (или сами растения).

Содержание занятия. Воспитатель рассказывает детям о традиции народных ярмарок.

Рассказывает об отличиях устройства рынков и ярмарок (по сравнению с магазинами, галереями, супермаркетами и бутиками). Обсуждает с детьми, как устроена ярмарочная торговля.

Рассказывает о том, какими товарами славятся российские горо­да; что и откуда привозят на ярмарку. Находит и показывает горо­да — центры народных промыслов — на карте России.

Обсуждает с детьми, из каких материалов сделаны изделия разных народных промыслов; что сделано из глины, из стекла, из дерева.

Рассматривает с детьми изделия изо льна (салфетки, кружево). Напоминает, из чего состоят ткани (из нитей). Спрашивает, пом­нят ли дети, из чего можно сделать нити,(из шерсти животных, из хлопка); как они в прошлом году сами пытались сделать ни­точку из кусочка ваты. (Если в группе много новых детей, педагог может показать им, как скручивается ниточка из комочка ваты, и предоставить детям возможность самим сделать это после за­нятия.)

Воспитатель рассказывает детям, что в нашей стране хлопок не растет: он растет только в жарких странах. Но зато у нас даже на севере есть замечательное растение — лен, из которого делают раз­ные ткани. Педагог показывает картинку с изображением льна (или настоящее растение) и рассказывает детям, что из льняных тканей шьют разную одежду: платья, рубашки, брюки и костюмы; делают полотенца и скатерти.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как изо льна мож­но сделать ткань, и предлагает послушать рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

176

12 Заказ 1583

177

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке. Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле

росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя будет рубашечка!

Прошло еще несколько недель; травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки,


подумала Таня,

но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просо­хнуть.

II

Когда лен просох, то стали у него головки отрезывать; а потом по­топили в воде безголовые пучки и еще камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя будет рубашечка!

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом’ на дворе, так что от бед­ного льна летела кострика2 во все стороны.

Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем, пока он не сде­лался мягким и шелковистым.

Славная у тебя будет рубашечка! — опять сказали Тане ее се­ стры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на во­ лоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни

и стали из него нитки прясть.

«Это нитки!


думает Таня. — А где же рубашечка ?»
Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе

кросна3, натянул основу и начал ткать. Забегал проворно челночок

‘Трепало — зубчатая дощечка. 2Кострика — отбросы. 3 К р о с н а — ткацкий станок.

между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрыз­гивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень1.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Педагог обсуждает с детьми, как много нужно потрудиться, что­бы сделать нити изо льна. Вспоминает с ними, что сначала лен вы­рывают из земли с корнем, замачивают в воде на несколько дней, а потом сушат. После этого стебли колотят и мнут, а затем расчесы­вают специальными щетками, чтобы отделить мягкие волокна, кото­рые есть внутри стебля, от жестких, которые снаружи. Только после этого из мягких волокон начинают плести, скручивать ниточки.

В заключение воспитатель рассказывает детям, что на ярмарках люди не только торговали разными товарами, но и веселились: смотрели представления с участием скоморохов и Петрушки, вы­ступления дрессированного медведя, лакомились вкусными вещами в «обжорных» рядах. Предлагает детям самим устроить ярмарку: сделать разные поделки-товары, придумать развлечения.

После занятия. На занятиях по музыке дети разучивают роли для проведения досуга-развлечения «Ярмарка»; на занятиях по изобра­зительной деятельности делают поделки в стиле изделий народных промыслов.

АППЛИКАЦИЯ декоративная (прорезной декор) «Узорчатые полотенца»

Задачи. Продолжать знакомить детей с новым приемом аппли-кативного оформления бытовых изделий — прорезным декором («бумажным фольклором»). Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам или дважды пополам. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

Предварительная работа. Знакомство с новыми видами народного Декоративно-прикладного искусства (ткачеством, аппликацией из бумаги). Рассматривание узоров на разных полотенцах.

Кипень — белая пена.

178

12 »

179

Материалы, инструменты, оборудование. Схема «Бумажный фоль­клор» (декоративные элементы для вырезания из бумаги); бумажные прямоугольники разного цвета (2-3-х разных размеров) для изготов­ления узорчатых «полотенец».

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям красивые льняные полотенца или салфетки, носовые платки с тканым или вышитым орнаментом; предлагает рассмотреть их и полюбоваться.

Рассказывает детям, что люди научились делать полотенца давным-давно. Тогда не было фабрик и заводов, женщины ткали полотенца дома на самодельных деревянных станках. Они ста­рались, чтобы каждое полотенце было красивым, необычным. Нарядными полотенцами украшали праздничный стол, на них подносили гостям хлеб-соль. Узорные скатерти-столешницы, по­лотенца, коврики, дорожки, покрывала и конечно же нарядная одежда (рубахи, сарафаны, кафтаны) были известны в давние-предавние времена.

Педагог напоминает детям, что в старину одежду и бытовые вещи — скатерти, полотенца, коврики — ткали вручную на малень­ких ткацких станках из разных ниток: теплых шерстяных, прочных льняных, более тонких хлопчатобумажных.

180

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в ткачей и тка­чих и создать красивые узорчатые полотенца из цветной бумаги. Для этого нужно взять по два бумажных прямоугольника разного цвета и размера (важно, чтобы получилось красивое цветовое сочетание, например: красный и белый, малиновый и зеленый, желтый и фиолетовый). Один прямоугольник (тот, который боль­ше по размеру) отложить в сторону. А другой — сложить дважды пополам по длине и на линии сгиба вырезать узор. Нужно по­стараться придумать красивый и «говорящий» узор. Затем ма­ленький прямоугольник нужно приклеить на большой — его цвет будет виден через ажурные вырезы. Выступающий край нижнего прямоугольника можно нарезать бахромой или зубчиками — по желанию — или украсить узором из ажурных элементов (тех, которые остались после вырезания узора): кругов, ромбов, треу­гольников и пр.

Воспитатель напоминает, что означают те или иные ажурные эле­менты. Дети вспоминают, что круг — это солнце, полукруг — месяц, волна — дорога или вода, зигзаг (ломаная) — молния, ромб — поле (земля), дуга — лук, завиток — бараньи рожки и т. д.

Дети выбирают по два прямоугольника разного цвета и размера, оформляют нарядные узорчатые полотенца и показывают педагогу.

В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться «по­лотенцами» друг друга.

После занятия. Сделанные детьми работы используются затем для украшения зала к празднику «Ярмарка».

Конспект НОД Художественное творчество(лепка)ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

Программные задачи:

Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности

Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом.

Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево.

Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия

В. — Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями.

Предлагаю вам поиграть в игру «Подари комплемент», «Настроение»

Сегодня я приглашаю вас на выставку.

В. — Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя.

Дети по очереди подходят и называют свои имена.

В. — У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют….хохломой!

Выключается музыка

Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки.

На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть.

В. — Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей)

Эти изделия сделаны из дерева.

В. — Почему их назвали золотыми? (ответ детей)

Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото.

Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку.

В. — Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды.

www.prodlenka.org

Способы лепки животных,человека,посудыпрезентация по аппликации, лепке

Слайд 1

Способы лепки животных, человека, посуды. Клименко Е.А. ГБОУ ШКОЛА №1527 СП №3 “ Медвежонок ”

Слайд 2

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов ( глины, пластилина и пр.) Лепка: Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания; Вырабатывает более полные образные представления; Укрепляет зрительную память , мелкую моторику рук; Развивает воображение и творческие способности; Отвечает возрастным особенностям детей , удовлетворяя их потребность в деятельности.

Слайд 3

Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают Младший дошкольный возраст Раскатывание Скатывание Вдавливание пальцем Прищупывание Сплющивание Оттягивание Присоединение Средний дошкольный возраст добавляются: Примазывание Защипывание Вытягивание Сглаживание Старший дошкольный возраст Совершенствуется техника лепки Используются знакомые приемы лепки

Слайд 4

Тематика лепки очень разнообразна. Дети лепят почти все окружающие их предметы. Часто во время лепки для детей существует одна цель – создать предмет с которым можно играть.

Слайд 5

Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания. 2-я младшая группа Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Средняя группа Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары. Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6). Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

Слайд 6

Старшая группа Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность. Подготовительная к школе группа Дети используют для создания образа различные выразительные средства, изобразительные и технические приемы. Передают изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения, пластичность формы.

Слайд 7

Техника лепки животных богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке нет строгих правил. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Важно воображение, а способ – всего лишь средство к осуществлению замысла. Исходная форма фигуры одна , а животные получаются самые разные. Главное чтобы удалось вылепить характерные детали.

Слайд 8

Конструктивный способ Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Слайд 9

Пластический способ Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины

Слайд 10

Способы лепки из целого куска: 1. Лепка «с катушки» Таким способом лепят животных: собаку, медведя, корову, лошадь. Последовательность операций: приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; скатать шар яйцевидной формы; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), вытягиваем голову (голова не лепится, а формируется легким отминанием , т.е. круговыми движениями пальцев); так же отминается нижняя часть яйца; если лапки (ноги) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце; далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы (ноги).

Слайд 11

2. Лепка «с яйца» Таким способом лепят петушка, курочку, барана. Последовательность операций: приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; скатать шар яйцевидной формы; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием , т.е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть (с учетом рогов) должна быть больше; приподнять выглаживанием глины (скользящими движениями пальцев по направлению вверх) гребешок. При этом «набирается» достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек; на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца; сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой; «набрать» лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост (делаем его в виде короткого цилиндрика); далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.

Слайд 12

3. Соразмерное деление яйца Таким способом лепят коня, собаку, кошку, оленя, лося, медведя. Последовательность операций: приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; скатать шар яйцевидной формы; визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием , т.е. круговыми движениями пальцев. При лепке лося, коня или мужской головы необходимо учесть, что верхняя часть отделяется больше по размеру, чем одна треть яйца. оставшуюся часть (две трети яйца) делим ребром ладони или указательным пальцем правой руки накрест на 4 части; далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить все части игрушки.

Слайд 13

Комбинированный способ Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Слайд 14

Модульная лепка Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей

Слайд 15

Лепка посуды Посуду лепят разными способами: — из целого куска способом вдавливания, — ленточным способом, — способом кругового налепа (из валиков), — способом выбирания глины стекой.

Слайд 16

Лепка посуды из целого куска способом вдавливания (средний дошкольный возраст) 1. От куска пластилина отделить небольшую часть для ручки чашки. 2 . Из большей части пластилина скатать шар. Меньшую часть пластилина раскатать в валик. 3 . Пальцем сделать в шаре углубление. 4 . Расплющить стенки чашки пальцами, придавая ей определенную форму. 5 . Один конец валика прикрепить к верхней части чашки, как ручку половника, примазать. 6 . Согнуть валик и второй конец примазать ко дну чашки.

Слайд 17

Лепка посуды ленточным способом (старший дошкольный возраст) 1. От куска пластилина отделить приблизительно четвертую часть для дна. 2. Меньшую часть пластилина скатать в шар. Большую часть раскатать в валик и расплющить, чтобы получилась лента. 3 . Шар расплющить в диск. Ленту свернуть так, чтобы получился цилиндр. Место соединения сгладить. 4 . Поставить цилиндр (стенки сосуда) на диск (дно). 5 . Прижать и примазать дно к стенкам.

Слайд 18

Лепка посуды способом кругового налепа (подготовительная к школе группа) 1. От куска пластилина отделить небольшую часть для дна. 2 . Меньшую часть пластилина скатать в шар. Большую часть разделить на куски и скатать из них валики. 3 . Шар расплющить в диск. Первый валик свернуть кольцом и уложить на диск (он по длине должен соответствовать окружности диска). 4 . Уложить валики друг на друга, сворачивая кольцами, и следя за тем, чтобы места стыков не выстраивались в одну линию. 5 . Примазать валики друг к другу с внешней стороны.

Слайд 19

Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека . Сначала это может быть кукла в длинной шубке ( шубка- большой конус, голова – шар, два шарика – кисти рук, две овальные формы – ступни ног, налеп – шапочка с шариком – помпоном). Куклу – мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки ( штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы – мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном Необходимо объяснить детям, как добится устойчивости фигурки ( ступни должны быть толстые, как будто в валенках), дети должны научиться “ ставить фигурку на ноги ” самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики – глаза и рот из тонкого жгутика.

Слайд 20

Список литературы: Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся педагогических училищ. Под редакцией Н.П.Сакулиной . Изд.5-е,испр. М., ” Просвещение ” ,1971. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии. М.: Айрис-пресс, 2009. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “ Дошкольная педагогика и психология ” . М., ” Просвещение ” ,1977. Соломенникова О.А. “ Радость творчества ” . Detskiysad.ru> Лепка. Maaam.ru> Детский сад > tvorchestvo .

Слайд 21

Спасибо за внимание.

Конспект НОД «Художественное творчество» ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

Программные задачи: Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции. Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом. Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев

Скачать полную версию конспекта

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу. Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества. Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево. Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр. Ход занятия. Звучит русская народная мелодия В. — Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями. Предлагаю вам поиграть в игру «Подари комплемент», «Настроение» Сегодня я приглашаю вас на выставку. В. — Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя. Дети по очереди подходят и называют свои имена. В. — У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы. Все листочки, как листочки, Здесь же – каждый золотой. Красоту такую люди Называют….хохломой! Выключается музыка Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки. На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть. В. — Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей) Эти изделия сделаны из дерева. В. — Почему их назвали золотыми? (ответ детей) Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото. Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку. В. — Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды. В. — Ребята, давайте поставим экспонаты на место, я приглашаю вас во второй зал. Там стоят пустые полки. Обращаю внимание на реакцию детей. В. — Это зал необычный. Вы видите, что полки здесь пустые. Это зал начинающих, юных мастеров. Вы умеете лепить из пластилина? Знаете, что такое узоры? А сможете организовать свою выставку? Д. — Да, мы сможем организовать свою выставку. . Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на столах лежат тарелки, они такие же красивые, как эта? Почему? Правильно, они не закончены. И вам юным мастерам придется потрудиться, завершить работу, чтобы тарелки можно было разместить на выставке. Согласны? Садитесь, пожалуйста, за столы. Пальчиковая гимнастика Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали, (Стучим по столу) Повертели (Круговые вращения кистью) Полепить мы захотели. (Потираем руками) Поработают немножко, (Активное шевеление пальцами) Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Даю указание детям: Нам пора оформлять выставку, кто закончил красивые тарелки ставьте на полочки. Теперь в зале юных мастеров тоже стоят изделия и радуют глаз. Вам нравится? Наша выставка готова. Кто из вас будет экскурсоводом и расскажет о своем изделии: какого цвета тарелка, какие узоры нарисованы? 1 – 2 ребенка рассказывают о своих работах. У нас получилась замечательная выставка. Вам понравилось? Хотите и дальше совершенствовать свое мастерство? На память я хочу подарить рабочую тетрадь «Хохломская роспись» и раскраску. Это позволит вам стать настоящими хохломскими мастерами.

doshkolnik.ru

В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.

Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой.

Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска.

Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины.

Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.

лепка декоративной посуды

Занятие по лепке в подготовительной к школе группе “Лепка декоративной посуды”

Программное содержание:

Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.

Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Материал и оборудование:

Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.

Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.

Предварительная работа:

Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

sundekor.ru

Последовательность лепки фигуры человека и посуды в разных возрастных группах и методы обучения.

Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.

младшая группаЧеловек состоит из 2-х шаров одинакового размера, которые присоединяются друг к другу — неваляшка
Средняя группаУтяжеление происходит за счет конусовидной формы туловища – девочка в длинной шубке. Чтобы получить такую форму, необходимо ладони соединить указательными пальцами – получить «крышу домика» и раскатывать кусок глины.
Старшая группаЛепка человека по частям (голова, туловище, руки и ноги отдельно) и целого куска (голова и туловище), ноги толстые, короткие, ступни широкие – все это придаст устойчивость фигурке.
Подготовительная к школе группаНоги вставлять в углубление в дне одежды ( вылепить туловище, сделать пальчиком или каким-то широким предметом углубление, вставить в углубление ноги и замазать место соединения). Лепить по типу народных глиняных игрушек.

Лепка посуды.

Младшая группаПосуда похожа на диск (шар сплющивается)
Средняя группаПосуду лепить путем вдавливания большим пальцем в шар (затем отогнуть края). Отгибание краев у расплющенной формы (сначала вылепить диск, затем отогнуть края).
Старшая группаЛенточным способом (скатать толстую колбаску, расплющить ее, соединить, смазать место соединения – получится полый цилиндр, затем соединить с расплющенным диском – дном). Чтобы посуда была устойчивой, дно со стенками соединять следующим способом: указательным или большим пальцем размазывать глину со стенок к дну.
Подготовительная к школе группаНаложение колец друг на друга: раскатать колбаски одинаковой длины, наложить одну на другую, затем сгладить изнутри и снаружи. Для украшения посуды можно колбаски не сглаживать, тогда поверхность снаружи остается ребристой. Еще один прием – выбирание глины стекой из шара. Вначале скатать шар и стекой делать углубление, выбирая глину.
Наглядные методы обученияСловесные методы обученияПрактические методы обучения
ПРИЕМЫОбследование предметаБеседаУпражнения
Использование натурыОбъяснениеВыполнение работы
НаблюденияВопросы к детям
Образец воспитателяПоощрения
Показ способов выполнения работыХудожественное слово
Анализ детских работУточнения, указания

Последовательность лепки животных и птиц в разных возрастных группах и методы обучения..

Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.

Младшая группаЛепка животных, состоящих из 2-х шаров одинаковой формы ( как неваляшка), только присоединить хвост и уши
Средняя группаПередавать бегущее животное: туловище – цилиндр, круглая голова плотно присоединяется, хвост, уши прищипываются.
Старшая группаПри выполнении животного уточняются форма головы, хвоста, используется прием лепки из целого куска (голова + туловище, туловище + ноги
Подготовительная к школе группаПри выполнении туловища животного из толстого цилиндра с одного конца и с другого стекой делается разрез посредине (ноги), затем отгибается ступня и туловище выгибается в дугу.
Наглядные методы обученияСловесные методы обученияПрактические методы обучения
ПРИЕМЫОбследование предметаБеседаУпражнения
Использование натурыОбъяснениеВыполнение работы
НаблюденияВопросы к детям
Образец воспитателяПоощрения
Показ способов выполнения работыХудожественное слово
Анализ детских работУточнения, указания

Понятие конструирования. Значение конструирования для развития личности ребенка. Виды конструирования. Задачи обучения. Материал для конструирования. Содержание детских построек (тематика).

1. Понятие конструирования.

2. Значение конструирования для развития личности ребенка.

3. Виды конструирования.

4. Задачи обучения (таблица из программы «От рождения до школы»).

5. Материал для конструирования.

6. Содержание детских построек (тематика). Название строительного материала

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя детского сада: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  2. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. – М.Просвещение, 1981. – 159 с.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Уч. пособие для учащихся пед уч. /под. ред. Т.С.Комаровой. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с..
  4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., «Просвещение». – 1977. – 250 с.

1.Под детским конструированием принято понимать выполнение построек из строительного набора

2. Значение:

  • Развивает технические способности;
  • Развивается наблюдательность;
  • Ребенок учится сосредотачивать внимание;
  • Развивается пространственное воображение;
  • Развиваются эмоционально – волевые качества личности;
  • У детей формируются обобщенные представления о предметах;
  • Дети учатся теоретические знания использовать в практической деятельности;
  • Дети учатся принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

3. Конструирование из строительного материала.

Виды строительного материала:

по размеру:

  • крупный (для всех возрастов);
  • средний (с 3-х лет);
  • мелкий (с 4-х лет).

по тематике:

  • геометрический (для всех групп);
  • тематический (для старшего возраста);
  • лего;

по материалу изготовления:

  • деревянный;
  • металлический;
  • пластмассовый;
  • набивной.

Конструирование из деталей конструктора.

4. Задачи обучения.

Конструирование из строительного материала:

группаЗадачи
Вторая группа детей раннего возраста. (1 – 2 года)Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша). Строитель настольный и напольный). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпи­чик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба). Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накла­дыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, ис­пользовать для игр сюжетные игрушки. Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек. В летнее время на прогулке проводить игры с природными материала­ми. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешка­ми, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фи­гуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — та­релка).
1 младшая группа (2 – 3 года)Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Знакомство детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образ­цу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Формирование представлений о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмер­ных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время стимулировать интерес к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.). Формировать привычки убирать игрушки на место по окончании игры.
2 младшая группа (3 – 4)Поощрение исследовательского интереса, проведение простейших наблю­дений. Знакомство со способами обследования предметов, включая простейшие опы­ты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Подведение детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствование конструктивных умений. Закрепление умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпи­чики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые пост­ройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Поддерживание чувства радости при создании удавшейся постройке. Формирование умения располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на опре­деленном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждение детей к созданию ва­риантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Формирование умения изменять пост­ройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развитие желания сооружать постройки по собственному замыслу. Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Средняя группа (4 – 5)Привлечение внимания детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривание с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Развитие способности различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать уме­ние устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похо­жие сооружения дети видели. Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основ­ные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.). Развитие умения самостоятельно измерять постройки (по высоте, дли­не и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Знакомство с приемами конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для укра­шения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку). Приобщение детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (ло­дочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Старшая группа (5 – 6 лет)Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое обо­рудование и т. п.). Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и по­стройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планиро­вать создание собственной постройки. Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими. Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать не­обходимый строительный материал. Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрение желания передавать их особенности в конструктивной деятельности. Развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее ос­новные части, их функциональное назначение. Поощрение стремления самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закрепление навыков коллективной работы: умение распределять обязан­ности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного материала. Развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Формирование умения определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Формирование умения создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструк­ции воспитателя, по собственному замыслу. Знакомство детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Закрепление умения создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). Закрепление умения разбирать конструкции при помощи скобы и киян­ки (в пластмассовых конструкторах).

5. Материал для конструирования.

См. учебник и записи в тетради:

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., «Просвещение». – 1977. – С.194.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Уч. пособие для учащихся пед уч. /под. ред. Т.С.Комаровой. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с. – С. 198.

6. Тематика детских работ. Название строительного материала (см ранее п. 4; уч-к № 4 – С.203 – 222; уч-к № 3 – С. 200 – 219).

1 мл.гр

. – Башенки, заборчики, дорожки, мебель, транспорт, дом, лесенки, горки.

2 мл.гр

. – дорога, загородки, домики.

ср.гр

. – башни, ворота, транспорт (машины, корабли), мосты

ст.гр

. – здания (многоэтажный дом, вокзал), самолеты,

подг.гр

. –летательные аппараты, ракеты, роботы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]