Сборник детских рассказов о себе и своей семье«Я и моя семья»


Бабушка отдыхает

Василий Сухомлинский

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Большая берёза

Н. М. Артюхова

Мама стояла на кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

— Тётя Зина! Тётя Зина! — крикнул он. — Твой Алёшка сошёл с ума!

— Зинаида Львовна! — заглянул в другое окно Володя. — Ваш Алёшка залез на большую берёзу!

— Ведь он же может сорваться! — плачущим голосом продолжал Глеб. — И разобьётся…

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

— Вдребезги! — закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.

Мама выбежала на террасу, пошла к калитке:

— Где он?

— Да вот, на берёзе!

Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.

— Глупые шутки, ребята! — сказала она и пошла к дому.

— Да нет же, мы же правду говорим! — закричал Глеб. — Он там, на самом верху! Там, где ветки!

Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу. Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое как этот ровный берёзовый ствол.

— С ума сошёл! — повторил Глеб.

— Молчи! — сказала мама тихо и очень строго. — Идите оба домой и сидите там.

Она подошла к дереву.

— Ну как, Алёша, — сказала она, — хорошо у тебя?

Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.

— Здесь хорошо, — сказал он. — Только мне очень жарко, мамочка.

— Это ничего, — сказала мама, — посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку… Отдохнул? — спросила она через минуту.

— Отдохнул.

— Ну тогда спускайся.

Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. В это время на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:

— Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.

— Не так, — сказала мама. — Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

— Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!

Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова. Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.

— Передохни, — сказала мама. — Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок… Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее… Так, так, не спеши.

Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.

Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:

— Ну-ну! Парашютистом будешь!

А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ножки и крикнула:

— Алёшка, обещай мне, что никогда, никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она быстро пошла к дому. На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села в траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней, смущённый и растерянный. Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:

— Ну, мамочка, ну, успокойся… Я не буду так высоко! Ну, успокойся!

Он в первый раз видел, как плакала мама.

— Ну-ка, взгляни, что за гость у нас! — громко позвал меня папа, когда я ещё копался с сандаликами в коридоре, придя с улицы.

Сказки, рассказы о семье для дошкольников

Мальчик очень скучал по маме. Он даже не захотел умываться и кушать перед прогулкой. Но на улице теплое солнышко ласково обняло мальчика, и плохое настроение исчезло.
— Спасибо, солнышко, что согрело меня, — сказал мальчик.

— Пожалуйста, мальчик, — ответило солнышко. — Это твоя мама попросила «Солнышко, согрей моего сыночка. Передай ему мою любовь»

Мальчик стал весело играть, но тут на небе появились облака, и пошел дождик. Мальчик побежал домой, а дождик ласково зажурчал:

— Не убегай, мальчик. Я хочу умыть тебя. Твоя мама попросила меня: «Дождик, умой, пожалуйста, моего сыночка. Передай ему мою заботу».

Когда дождик кончился, мальчик сказал:

— Спасибо, дождик, за заботу. Мне надо возвращаться домой, я очень проголодался.

— Мальчик, наклонись и раздвинь траву, — раздался гулкий голос земли. — Твоя мама попросила меня: «Земля, покорми моего мальчика. Вдруг он голодный».

Мальчик раздвинул траву и увидел красные ягоды. Он съел ягоды и поблагодарил:

— Спасибо, земля, что угостила меня.

— Пожалуйста, милый мальчик. Помни, твоя мама думает о тебе каждую минуту, даже если она далеко и очень занята, — ответила земля.

Мама искала лисёнка, а когда вернулась к норе, его там не было. Расплакалась лиса. Плакала она, плака­ла, но слезами горю не поможешь. И пошла она бродить по лесу, искать лисёнка. Каждому зверю, который встречался ей, она задавала один и тот же вопрос:

— Скажи мне, братец, не встречал ты сынка моего, лисёнка?

— Нет, сестрица лиса, не встречал.

— Нет, сестрица лиса, не встречал я твоего сынка. Спрашивала лиса и оленя, и дикую собаку, и броненос­ца, и ягуара, и многих других зверей.

Наконец увидела она койота. Спросила и его:

— Братец койот, не встречал ты, случайно, сынка мое­го, лисёнка?

Койот навострил уши и говорит:

— А каков он собой, твой сынок?

— Ах, сынок мой такой весь чистенький, носик у него остренький, глазки кругленькие, шёрстка шёлковая, а хвост пушистый.

— Нет, такого я не видел, — прервал лису койот. — А попался мне сейчас навстречу такой жалкий: глаза у него гноятся, уши висят, морда грязная, хвост облезлый. Весь какой-то чесоточный и худой-худой, еле на ногах держится.

— Ой-ой! — закричала лиса. — Это же мой сынок!

— Как — твой? Но ведь ты говорила, что твой сынок красавец!

— Ах, братец койот! — воскликнула лиса, всхлипы­вая. — Неужели ты не знаешь, что для матери её сын кра­сивее всех на свете?!

Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму

В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.

— Мама, можно я пойду погулять с друзьями?- спросил он.

— Конечно, можно,- сказала мама,- только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.

— Я обязательно приду вовремя,- сказал Зайчик и побежал гулять.

На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду. Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.

Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. «Мама меня совсем не любит,- подумал Зайчик.- Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».

И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к мамег но он не мог простить ее за то, что она его наказала.

Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. «Бедная Зайчиха,- говорила одна сорока другой.- Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства».

Услышав эти слова, Зайчик подумал: «Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить её и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю». И Зайчик помчался домой.

Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.

— Как я рада, что ты вернулся, мой хороший,- сказала мама.- Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.

— Я тоже тебя люблю, мамочка,- сказал Зайчик.

С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?

Почему Зайчик вернулся к маме?

Что понял Зайчик из этой истории?

Жил был один мальчик, он ничем не отличался от других детей, но очень плохо слушал маму. Что бы она не говорила, он всегда ей поперек влезет. То ему не так, это. Он вроде и любил ее, но относился к ней очень плохо. Другие ребята никогда не позволяли себе грубить своим мамам, они их очень любили и уважали.

И вот однажды утром Он встал и пошел на кухню. На столе стоял приготовленный для него завтрак. Он сел и, не попробовав, заявил: «Это еще что? Чай-то горячий! Я же тебе говорил Мамаша, что люблю холодный чай!» Но в ответ он почему-то ничего не услышал. «Ну, дает, еще и молчит, совсем обнаглела»,- пробурчал он и вылил чай в раковину. «Уже ушла»,- подумал он,- «ну и слава Богу!»

Но и к вечеру Мама не вернулась. И на следующий день. Тогда наш герой задумался. Он почувствовал, как тяжело без мамы. Как тяжело без ее ласковых слов, нежных и теплых рук. Он загрустил.

— Надо просто очень любить свою Маму и хотеть, чтобы она вернулась. Иди домой, ложись спать, а утром, посмотрим. Только помни, больше так никогда не поступай. Мальчик так все и сделал. Утром, проснувшись, он побежал на кухню и увидел там. Свежий, горячий завтрак. «Мама! Вот здорово, спасибо»,- сказал он ласково и аппетитно начал уминать свой бутерброд.

Сказка «Семейное приключение» Автор: Ирис Ревю

Жили-были мама, папа, сынок Яша и дочка Мила. Семья как семья, каких много. В выходной день мама готовила вкусные пироги, и вся семья пила чай с пирогами и вареньем.

Дети у мамы и папы были хорошими, но не очень аккуратными. А ещё они не любили складывать вещи на место. Разбросают игрушки, раскидают книжки – а мама убирает за ними.

Но вот однажды дети играли в большую игру и устроили страшный кавардак. После игры папа попросил все вещи разложить по местам и ушёл в дальнюю комнату. Но дети его не послушались. Мама, расстроенная, отправилась на кухню.

Дети остались в своей комнате одни. И вдруг… Книжка, валяющаяся на полу зашевелилась, и из неё выскочил… самый настоящий Мойдодыр. Увидев непричёсанных Яшу и Милу, а также раскиданные игрушки и книжки, он страшно разозлился и сказал, что если дети не приведут себя в порядок и не приберут игрушки, то он отправит их или в Страну Грязнуль или в Страну Разбросанных Игрушек.

Дети испугались и сделали всё, что сказал им Мойдодыр. Они не хотели отправляться в неведомые страны, им нравилось жить дома, с мамой и папой.

— А если я ещё раз увижу непорядок, — сказал Мойдодыр, — то пожалуюсь своим подданным, а они научат вас следить за чистотой!

С тех пор Яша и Мила ходили акуратными и поддерживали в доме порядок. А как мама и папа были довольны!

СЕРДЦЕ МАТЕРИ
М. СКРЕБЦОВА
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

« Самые ласковые руки» Василий Сухомлинский

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки». И мама сразу же нашлась.

Все добрые люди – одна семья

Василий Сухомлинский

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Семья и дошкольник

Ребёнок наиболее гармонично развивается в полноценной семье, где царит дружелюбная атмосфера. Папа и мама для малыша – первые взрослые из ближайшего окружения, на которых он будет ориентироваться в течение долгих лет.

В воспитании дошкольников важно подчёркивать роль семьи. Детям прививают бережное и уважительное отношение к родственникам.

Произведения могут быть как об отдельном родственнике, так и о семье в целом. Как правило, главный герой – ребёнок, который живёт в семье. Все события разворачиваются вокруг него.

Именинный обед

Василий Сухомлинский

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка.

Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать.

Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Произведения на тему семейных отношений

1. Виктор Драгунский «Денискины рассказы». Это целый цикл рассказов, посвящённый мальчику Дениске. Он на самом деле был сыном автора – Виктора Драгунского. Рассказы охватывают большой период жизни Дениски. Сначала он совсем маленький мальчик, потом – школьник. Рассказы наполнены искромётным юмором. Главные герои – родители и друзья Дениса. Дети очень любят эти смешные, временами серьезные и всегда увлекательные рассказы.

2. Михаил Зощенко «Лёля и Минька». Этот цикл рассказов относится к дореволюционному времени. Однако до сих пор маленькие читатели обожают проделки Лёли и Миньки. Рассказы автобиографичны, они состоят из воспоминаний детства самого Михаила Зощенко. Несмотря на то что эти дети росли совсем в другое время, они так же проказничали, попадали в те же ситуации, что и дети в наше время. Рассказы легко воспринимаются и подходят для семейного чтения.

3. Туве Янссон, сказки о Муми-троллях. Все истории о Муми-троллях очень похожи на жизнь обычных людей. Под сказочными образами кроются такие же мамы, папы и дети. Это увлекательное чтение для малышей.

4. Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Доброе трогательное описание детства мальчика Тёмы. Все детские трагедии, ошибки и радости собраны в этом произведении. Наверное, каждый ребёнок сможет узнать себя в этом мальчике. Эта история поможет и взрослым погрузиться в детские воспоминания, ощутить себя немного ребёнком.

5. Марина Дружинина «Открытка». Рассказ о находчивом мальчике Вовке. Он хотел поздравить бабушку, но не нашел открытку с надписью «Любимой бабушке». Всё было не то… В конце концов он придумал переделать надпись так, чтобы открытка всё же адресовалась бабушке: «Любимой маме моей мамы». На примере рассказа можно изучать родственные связи.

6. Жан-Филипп Арру-Виньо «Омлет с сахаром. Приключения семейки из Шербура». Весёлая книга о весёлом семействе – папы, мамы и шестерых мальчишек. Их всех папа назвал Жанами, чтобы не перепутать имена. Мама в произведении – спокойная и терпеливая, папа – довольно рассеянный. При этом семья живёт очень дружно. Добрая книга, наполненная юмором и жизненными ситуациями, понравится взрослым и детям.

7. Нина Артюхова «Большая берёза». Небольшой рассказ о мудрой материнской любви. Мальчик Алёша забрался высоко на берёзу и не мог оттуда спуститься. Его положение было очень опасным. Все ребята ожидали, что мама начнёт его ругать, но она спокойно давала Алёше инструкции, как спуститься вниз. Рассказ наполнен глубоким психологизмом, несмотря на небольшой объём. Маленький мальчик, скорее всего, вынес урок на всю жизнь, почему нельзя лазать по большим деревьям.

8. Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». Малоизвестная в России писательница очень популярна у себя на родине, в Норвегии. В книге с юмором рассказывается о жизни многодетной семьи.

9. Мэри-Франс Флури, Фабьенн Буанар «Маленький Белый Кролик и младшая сестра». Книга о том, как в семействе кроликов появилась младшая сестра. История начинается с беременности мамы, поездки в роддом и, наконец, знакомства с сестрёнкой. Книга будет полезна для подготовки старшего ребёнка к рождению младшего.

10. Елена Благинина «Наш дедушка». Стихотворения о бабушках и дедушках встречаются не так часто, как о мамах и папах. В этом произведении рассказывается о стареньком дедушке и о его дружбе с ребятами. Трогательное стихотворение подойдет для чтения наизусть на семейном торжестве.

11. Екатерина Серова «Мамин день». Книга посвящена стихам о мамах. В них описано, как трудно иногда быть мамой. Стихотворения призваны обратить внимание на самую сложную профессию – мама.

12. Ян Экхольм «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон». Книга, пережившая не одно поколение, до сих пор завораживает малышей доброй историей о дружбе лисёнка и цыплёнка. Сказка начинается со знакомства с лисёнком Людвигом, который не желает быть хитрым и коварным, как всё его семейство. Он заводит дружбу с цыплёнком, это вызывает недоумение у его семьи.

13. Френсис Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой». История об очаровательном маленьком мальчике, вдохнувшем жизнь в своего сурового дедушку-богача. Он был не рад мальчику, поскольку не одобрял брак своей дочери. После её смерти деду пришлось взять ребёнка к себе. Однако на протяжении истории мальчик очаровывает старого лорда так, что он меняется до неузнаваемости. Из сварливого старика он превращается в любящего дедушку.

14. Москвина «Что случилось с крокодилом». Известный сюжет произведений о животных, в котором у родителей появляется детёныш другого вида. В данном случае – это семья крокодилов. Папа-крокодил не сразу мирится с непонятным ребёнком. Однако со временем начинает любить его так же, как и остальных крокодильчиков.

15. Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги». История о проделках мальчика Эмиля. У него счастливая семья, состоящая из мамы, папы и сестрёнки Иды. Все персонажи в произведении вызывают симпатию. Мать Эмиля – простая не идеальная женщина, умеющая отлично готовить и любящая свою семью. Отец же – церковный староста, бережливый и трудолюбивый. Книга очень легко читается. В ней много смешных и трогательных моментов.

16. Рене Гуишу «Самый лучший папа». Сказка о мишке, которому наскучило целыми днями помогать папе. Он обиделся и пошёл искать другого папу. В конце книги медвежонок всё же понял, что нет никого лучше его собственного папы.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Источник

Как родился Василько

Василий Сухомлинский

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса

Самым дорогим из того, что мы имеем, является наша семья. Она может быть далеко не идеальной, ведь ее не выбирают, но все равно быть самым ценным нашим сокровищем.

Так, частичками моего сокровища являлись мама и папа, а также маленький Мартин, наш хомячок. Но с недавних пор наша семья пополнилась еще на одного человечка – моего младшего брата Саймона. Я всегда с изумлением и диким интересом подхожу к нему и мы играем по несколько часов, не замечая времени.

Моя мама работает учительницей, она очень любит детей. Класс всегда без ума от нее. Мама умеет завлечь детей даже на самый скучный урок, она может и пошутить, посмеяться со всеми, но при этом всегда держит дисциплину под контролем. Глядя на нее, я без проблем могу ладить с Саймоном и без слов понимать от чего он капризничает.

Папа работает строителем и сооружает огромнейшие здания, от которых перехватывает дух. Я один раз бывал у него на стройке. Тогда на меня одели защитный шлем и жилетку для безопасности. Я попросился на самый вверх здания и тогда, я застыл от изумления, увидев прекрасный вид нашего города с высоты. Когда я вырасту, то хочу быть, как мой папа. Он всегда поддерживает нас и защищает от проблем, а также балует вкусняшками, хотя мама иногда это ему запрещает.

Саймон с самого рождения был непоседой и за ним требовалось постоянно присматривать, с этим маме помогал я. Один раз он чуть не сдавил в руках Мартина, когда хотел поиграть с ним. Хорошо, что я вовремя это увидел. Сейчас он немного подрос и мне стало намного интереснее проводить с ним время за нашими играми с машинками и конструкторами.

Словом об Мартине, он появился у нас незадолго до Саймона. Видели бы вы, как он бегает по дому в специальном шарике для хомячков, мы иногда не успеваем за ним следить. Когда спит, он похож на маленький пушистый комочек.

У нашей семьи есть негласное правило – каждое воскресенье мы проводим вместе. Это может быть прогулка где-то по городу, или наоборот – за городом, может быть совместный поход в кино, или же домашние посиделки с вкусняшками и настольными играми. Так же, очевидным является поддержка каждого из членов семьи в трудную минуту. Мы вместе переживаем минуты радости и грусти каждого из нас.

Но не всегда бывает так радужно. Иногда между нами пробегают ссоры, которые решаются у нас только хорошими и душевными разговорами, а затем самыми крепкими обнимашками.

За это время мы научились не только решать конфликты, но и стали ближе друг к другу. Мы можем поговорить об о всем и всегда постоим друг за друга. Ведь семья – это самое дорогое сокровище, которое не возможно купить ни за какие деньги мира.

Кто кого ведет домой

Василий Сухомлинский

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Седьмая дочь

Василий Сухомлинский

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Сказка о Гусыне

Василий Сухомлинский

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Вариант №5

Семья – это одна из главных ценностей человека, то, что он должен беречь и уважать. Конечно, бывают и плохие семьи, но если человеку повезло и все его родные – хорошие люди, то он должен гордиться ими.

Я очень люблю свою семью, потому что мы очень сплочённые и дружные, к тому же у каждого из нас есть своя роль. Например, мама очень любит наводить уют в доме и готовить, поэтому она полностью отдаётся этим занятиям. Готовит она очень вкусно, а после её уборок в комнате царит сказка. Папа очень любит ходить на рыбалку и выжигать по дереву. По выходным к обеду он приносит очень много рыбы, а по праздникам дарит нам красивые вещи из дерева. Моя сестрёнка обожает животных, она ухаживает за нашей кошкой: кормит её, меняет лоток. Я люблю помогать родителям, поэтому каждый день мою посуду, а раз в два дня – полы.

Конечно, семья – это не только те люди, которые живут с тобой под одной крышей, это все, кого ты любишь и всегда ждёшь в гости. У меня это тётя, дядя и двоюродная сестра. Когда они приходят к нам, начинается веселье: мы с сестрой всегда играем, читаем и бегаем, а дядя, тётя и мои родители сидят за столом, пьют чай и разговаривают.

Так как мама с папой работают, мы можем развлекаться только по выходным дням. В субботу всей семьёй ходим в зоопарки или музеи. Если на улице зима, мы берём ледянки, коньки или лыжи и идём кататься, а если лето, то играем в бадминтон или футбол. Мой папа футболист, поэтому нас с сестрой он всегда учит чему-нибудь новому. Каждый вечер мы все вместе сидим в зале и разговариваем о жизни: о своих приключениях, планах на будущее, просто фантазиях и мечтах. В такие моменты даже взрослые мама и папа становятся романтиками, которые делятся своими сокровенными желаниями встретить фею или увидеть единорога.

Каждый год, в День семьи, мы идём в поход с палатками, разжигаем там костёр и наслаждаемся временем, проведённым друг с другом. Я с нетерпением жду эту ночь каждый год.

Мне нравится видеть, как папа любит маму, он смотрит на неё, как юный влюблённый мальчик, а мама всегда отвечает ему ласковым взглядом. Они очень любят нас с сестрой, говорят, что не знают, как жили без нас. Наверное, это и есть любовь. Наверное, это и есть настоящая семья. Я мечтаю о том, что, когда вырасту, женюсь и также любяще буду смотреть на свою жену и своих детей.

У каждого свое счастье

Тамара Ломбина

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Занятие в подготовительной группе детского сада. Моя семья

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Моя семья»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.
Программное содержание: Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Сформировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений. Развивать связную речь при составлении рассказов на заданную тему. Упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм точного выражения мысли. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг к другу.
Ход НОД:
Воспитатель обращает внимание на домик.
«Что за башенка стоит, А в окошке свет горит? К этой башне подойдем, А зовется башня дом». Позвоним в звоночек. — Здравствуй, мальчик, как тебя зовут? (Антоша). — С кем ты живешь? (Один). — Один? Ты пошутил? Как вы думаете, может ли такой мальчик жить один? Почему? С кем может жить Антоша? (после каждого ответа ставится картинка членов семьи). —
Отгадайте загадку: «Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамою, папа и я Мы называемся вместе…(семья). ( ставится картинка членов семьи). — Антоша решил показать нам свой любимый цветок, который называется «Родная семья». «Сам цветочек- это я, а еще моя сестра, Папа с мамой листочки мои, Бабуля с дедулей мои корешки. Цветок наш красуется в зелени луга, Все мы в семье своей любим друг друга». — Семья- это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Дружная любящая семья очень важна для каждого ребенка. У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Иногда семью человека называют словом «родня». Подберите слова близкие по значению слову « родня», т. е. родственные слова -родители, родственники, родные. Родня- это мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, дяди и тети. — А сейчас поиграем в игру с пальчиками: (физминутка « Этот пальчик дедушка…). — У меня есть вот такая ладошка. Давайте найдем на ней самый маленький пальчик- мизинец. А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют? — Посмотритесь в зеркало. Что вам нравится в себе? — Посмотрите в зеркало и скажите: Какой я хороший. Как я себя люблю. Игра «Закончи предложение». — Возьмите сердечко в правую руку и приложите его к своему сердцу. — О чем оно вам говорит? — Я умею… — Я хочу… — Я никому не желаю… — Я добьюсь… — Я люблю… — «Здесь живет моя семья: мама, папа, брат и я. Бабуля с дедулей. Это мой дом. Мне всегда уютно в нем» (ставятся фигурки членов семьи на ладошку). — На какие группы можно разделить членов семьи? (с фигурками: взрослые и дети; мужчины и женщины; молодые и пожилые). Внести «Цветик — семицветик». — Что значит счастливая семья? У меня есть цветочек. Он, как вы знаете, исполняет любые желания. Давайте загадаем желания, чтобы наши семьи были счастливые (папа с мамой не ссорились, бабушка не болела…). — Как можно выразить любовь к родным людям? (погладить, обнять, помочь, сказать добрые слова и т. д.). — Давайте вспомним пословицы о семье: — «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». — «Бабушка, золотая сударушка, хлебцем кормишь, дом бережешь. Добро стережешь». — «У кого есть дед, у того и обед». — «Нету лучше дружка, чем родная матушка». — «Вместе и душа на месте». — «Дружная семья гору сдвинет». — «В родной семье и каша гуще». Физминутка. «В комнату вошел мой папа, Мама в шкаф убрала шляпу. В конуру залез наш пес, дедушка арбуз принес. Бабушка кормила кошку, ну а я смотрел в окошко». — Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные. Ребята, вы приготовили гербы своей семьи — это символ семьи, ее отражение. Расскажите о своей семье: какая у вас семья, сколько в ней человек, как их зовут, что вы любите делать вместе (рассказы детей). — У меня есть портреты, где изображены члены семьи. Задание: сложить портреты веером обратной стороной и предложить вытянуть любые две картинки. Сказать, кто изображен и кем эти люди приходятся друг другу. — Чем отличаются мужчины от женщин? — А в семье обязанности мужчин и женщин различаются? Дидактическая игра « Кто чем занимается?» ( с картинками: орудия труда). — Ребята, у меня есть старинный ларец, полный добра и чудес. В нем находятся вещи, которые связаны с вашей семьей и передаются из поколения в поколение от ваших прабабушек к вашим бабушкам, от бабушек к вашим родителям, от ваших мам и пап к вам, а вы передадите их своим детям и внукам. Давайте заглянем туда. Дидактическая игра « Бабушкин сундук» (дети достают старинную вещь и рассказывают о ней.) — А сейчас закройте глаза и подумайте, какое слово для вас самое главное. «Какое самое первое слово? Какое самое светлое слово? Какое самое главное слово? Его никогда не напишут с ошибкой, на первой странице оно в букваре. Его произносят повсюду с улыбкой, И каждый малыш говорит во дворе. Шепни его тихо, скажи его звонко, Главное слово любого ребенка — мама» — Да, мама подарила вам жизнь. Слово « мама»- особое слово. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. Давайте вспомним какую колыбельную пела вам когда- то мама. Дидактическая игра на построение сложно — подчиненных предложений: — Мама огорчится, если я… — Мама обрадуется, если я… — Ответьте мне на вопрос «Зачем тебе мама? «Зачем ты маме?». Физминутка: « Маму я свою люблю, я всегда ей помогу. Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу». — А теперь достаньте фото своей мамы и встаньте в круг. Покажите друг другу фото своих мам, полюбуйтесь на них сами. Они у вас молодые и красивые. А еще какие? — А теперь повернитесь ко мне спиной. Посмотрите на свою маму, вспомните, может вы обидели ее когда- то, подумайте, как ей было плохо и больно. Прижмите образ мамы к груди и попросите у нее прощения. Она вас поймет и простит. «Солнышко» ( обратить внимание на макет солнышка). «Ласковое солнышко посетило нас, Мы с него красивого не сводили глаз». — Давайте напишем на его лучиках слова о том, что должно быть в ваших семьях ( мир, благополучие, счастье, лад, согласие, достаток…). — Если все это в ваших семьях будет, то и ваши будущие семьи тоже будут счастливы. В счастливых семьях все смеются и поют песни. « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (А. Н. Толстой). — Мы с вами в группе тоже живем одной семьей. Как приятно, когда друг другу говорят хорошие слова и комплименты. Игра «Кто такой я?»: Клубочек ниток передается по кругу. Ниточка наматывается на пальчик и, с обращением к другому ребенку: — Саша, ты такой внимательный! — Да, я внимательный, а еще я добрый.( ниточка наматывается и клубочек передается дальше). Дети говорят слова: « Мы живем одной семьей: я и ты и мы с тобой».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия НОД лепка. Подготовительная группа Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ. Былинные богатыри Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Путешествие в сказку

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Юрко – тимуровец

Василий Сухомлинский

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]