Конспект занятия: «Рассказывание по набору игрушек»


Конспект занятия: «Рассказывание по набору игрушек»

Конспект занятия: «Составление рассказа по набору игрушек»

Разработала: Андрианова С.Г.

Цель:

учить детей составлять рассказ составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи (игрушки).

Задачи:

Образовательные:

формировать умение составлять рассказ по набору игрушек, давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог, учить подбирать определения к заданным словам, упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложения из двух-трех слов.

Развивающие:

продолжать развивать словарь, развивать внимание, память, воображение, инициативность.

Воспитательные:

продолжать воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал:

Игрушки: кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка; картинки: сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка.

Ход занятия:

Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, стоящим у него на столе. Про каждую игрушку задает вопросы (Какая кукла (девочка)? – описание внешнего вида. А какая она по характеру? – перечисление черт характера. Как зовут девочку?)

– Теперь составьте рассказ про девочку. Девочка пошла в лес. Кого она встретила? (Зайчика, медвежонка.) Что произошло дальше, вы расскажете сами.

– А если бы девочка пошла не в лес, кого она могла?! встретить? (Котенка, щенка.)

– Когда будете рассказывать, берите эти игрушки и показывайте то, что вы про них придумали. Подумайте, о чем разговаривала девочка со зверятами. Какой был день?

Воспитатель предлагает, чтобы несколько детей объединились для рассказывания в группу. Спрашивает: «О чем вам надо договориться?» (Кто о чем будет рассказывать, кто начнет рассказ и т.д.)

Каждый ребенок берет себе игрушку, дети договариваются, о чем они будут рассказывать. Остальные выслушивают рассказ, придумывают для него название и дают оценку.

Физкультминутка

Воспитатель обращается к группе:

– Пусть ко мне подойдут сейчас шесть детей. Они будут разными словами.

Воспитатель говорит каждому ребенку, какое он слово! После этого проверяет, как все запомнили слова. Набор слов: котенок, девочка, весело, быстро, бежит, прыгает.

Воспитатель объясняет задание:

– Из этих слов можно составить различные предложения, про девочку или про котенка. Предложение должно состоять из двух-трех слов. Кто придумает предложение, поднимет руку. Заранее говорить, какое предложение, не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».

Ребенок выходит к столу и, не называя слов, составляет предложение.

– Теперь скажи, какое предложение ты придумала, – предлагает воспитатель. (Ребенок называет предложение.) Проверим, правильно ли ты поставила слова. Слова, называйте себя по порядку (таким образом проверяется соответствие названного ребенком предложения тому, которое он составил из «живых слов»).

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

2. Показать возможность развития связной речи через рассказывание по игрушке дома;

3. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, анкет для рефлексии, презентации

Ход:

Родители сидят в кругу на стульчиках

1. Вступительное слово

— Здравствуйте, уважаемые родители, как здорово, что у нас так много неравнодушных пап и мам, которые интересуются жизнью своих чад, и хотят как можно больше узнать об их развитии и помочь им гармонично расти.

Прежде, чем перейти к теме нашей встречи, я предлагаю познакомиться. Передавайте по кругу мяч, называйте своё имя, расскажите какая (ой) вы сейчас, и с какими ожиданиями вы пришли.

2. Основная часть

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.

Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становиться одной из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание.

И сегодня мы с вами поговорим о том, как в дома, вы сами можете легко и доступно развивать качественную, грамматически связную речь в игровой форме.

Высказывание об игрушке влияет:

• на сенсорное восприятие, развитие наблюдательности;

• творческое мышление и воображение;

• закрепление и активизация словаря, или же служит источником новых слов;

• положительные эмоции и желание высказываться;

Какие же игрушки могут использоваться?

• дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);

• сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

• готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

• наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для общения нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Различают несколько видов рассказывания по игрушке

1. Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа

2. Сюжетное рассказывание (повествование)

3. Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями . Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

4. Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Какова же последовательность беседы об игрушке.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

Поскольку каждая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для описаний нужно использовать новые или чем-то обновлённые игрушки (кукла в новой одежде; мишка, сидящий в магазине).

Начать можно с загадывания загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая её), придумать историю, как она сюда попала.

Грива на шее, хвост трубой, меж ушей чёлка (конь);

Мишка пришёл из леса, и специально для тебя принёс мёд от пчёл.

Вместе с малышом рассмотрите игрушку, дайте потрогать. Задайте вопросы ему по игрушке. Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А что это?

Затем взрослый сам обобщает все ответы в единое высказывание. К нам пришла кошечка. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошки и длинный хвост. Она лакает молоко и мяукает: мяу! Мяу!

В следующем этапе пусть ребёнок сам повторит описание взрослого.

Совместное составление описания. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает

Это (котёнок). Он (маленький). Котёнок любит (молоко). И т.д.

В конце можно придумать игру с этим предметом. Сводить в гости к другим игрушкам. Пофантазировать о приключениях, которые могли бы случиться с ним ит.п.

Средний возраст (4 -6 лет)

В этом возрасте важно заложить основу для развития умения самостоятельно описывать игрушки.

Начать можно с загадывания загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая её), придумать историю, как она сюда попала.

Рассматривание игрушки. Уточните особенности внешнего вида и образ жизни в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Пугливый заяц, осторожная хитрая лиса

Придумайте для малыша план, по которому он может рассказать о предмете. Для этого, важно задавать вопросы в определённом порядке. Кто это? Какой он? Что он делает (умеет делать)? Как ты к нему относишься? И т.п.

Здесь так же возможен вариант, когда у вас и у ребёнка 2 похожие игрушки (куклы разных размеров и в разной одежде, 2 разных собачки и т.п.) Вы рассказываете по плану о своей игрушке, а ваше чадо, одновременно о своей.

Попросите ребёнка самостоятельно рассказать об игрушке, по тому же плану, без вашей помощи.

Старший возраст (6-7 лет)

В этом возрасте ребёнок, уже самостоятельно составляет рассказ, взрослый лишь задаёт план и схему пересказа. Но всё равно важно не опускать игровой момент, заинтересованность.

Обыграйте появление игрушки. Например, почтальон принёс посылку. Затем можно загадать загадку.

Предложите рассмотреть внимательно игрушку, обращая внимание на внешний вид и качества – цвет, форма, размер, материал.

И затем по этой же схеме попросить рассказать об этой игрушке.

Для облегчения пересказывания можно для ребёнка нарисовать схему с символикой микротем описания. Лист картона 45 на 30 см делиться на квадраты по количеству признаков предметов. В каждый квадрат помещают символ, подсказывающий детям последовательность изложения.

В конце можно поговорить об отношении к этой игрушке, попросить загадать загадку про неё для другого члена семьи или друга, опираясь на признаки.

С этой игрушкой в дальнейшем можно придумать историю, проиграть, так, что бы интерес к ней не пропал.

Во время пересказа можно подсказывать слова, дополнять, поощрять улыбкой. Важно отслеживать правильность высказывания, грамотность (соотнесение слов в падежах, числах и т.п.).

А сейчас я вам предлагаю выбрать возраст и самим попробовать обыграть ситуацию с игрушкой. Вам нужно будет составить рассказ именно по этой игрушке, следуя алгоритму.

Родители разделяются на несколько команд. У каждой команды своя игрушка.

Благодарю вас за такую продуктивную работу, надеюсь, что эта информация будет полезной для вас и вы обязательно примените её на практике дома!

Сейчас я раздам вам памятки по составлению рассказов.

Есть ли у вас ко мне вопросы?

В подведение итогов, я прошу вас заполнить анкеты с рефлексивными вопросами.

Коммуникативная. Развитие речи. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Вам понадобиться: игрушки медвежонок, зайчонок, ежонок, жук, елка, макет дерева без листьев, пенек и листочки. Ежиха, зайчиха, медведица. (если нет таких игрушек можете заменить на те которые имеются)

Прочитайте и изобразите ребенку. Играли однажды на полянке медвежонок, зайчонок и ежонок. Вдруг услышали они, что кто-то жужжит: «ж-ж-ж». Испугались зверята и спрятались. Медвежонок спрятался за елку, ежонок под елку, а зайчонок запрыгнул на пенек.

Задайте ребенку вопросы. Куда спрятался медвежонок? (за елку). Ежонок?(под елку) Куда запрыгнул зайчонок? (на пенек).

Пришли на полянку ежиха, зайчиха, медведица, ищут своих детенышей. Спросите: Кого ищет медведица, зайчиха, ежиха? Куда спрятался медвежонок? Зайчонок? Ежонок?

Спросите , почему спрятались детеныши? Кого испугались зверята? А знаете кто жужжал? А как вы думаете, где жук? Где он может спрятаться? Жук спрятался в траве. Где жук? Как жужжит жук? Какой звук в жужание жука?

Расскажите ребенку, что у жука беда: его любимое дерево погибает. Ты хочешь ему помочь?

Чтобы помочь дереву ,нужно назвать слова со звуком Ж. когда ребенок будет называть слова со звуком Ж прицепляйте листочек к дереву. Дерево «оживает.»

Поиграйте в игру. КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает). Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает). Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает). Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает). Маленький комар летает, а большой кузнечик…. Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза …. Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….

Конструктивно-модельная деятельность «Домики для пчел» (из деревянного конструктора)

Загадайте ребенку загадку.

Работник садовый,

Поясок медовый.

Зажужжала, как пила,

Полосатая… (Пчела)

Спросите где живут пчелы? Предложите ребенку посмотреть видео.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8465358948047749415&text=мультик++для+детей+где+живут+пчелы

Предложите ребенку построить домик для пчелы.

Познавательно-исследовательская. ФЭМП Закрепление счета.

Предложите ребенку посмотреть обучающее видео.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15678203388468048037&text=+видео+для+детей+по+математике+посчить+насекомых

Посчитай точки и найди цифру.

Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением божьей коровки. Спросите, сколько точек у каждой божьей коровки? Пусть ребенок найдет подходящую цифру.


Продуктивная. Рисование декоративное «Бабочка-красавица»

Загадайте ребенку загадку.

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а летает.

Яркая, нарядная

Над цветами порхает. (Бабочка)

Предложите ребенку рассмотреть бабочек. Какого они бывают..

Спросите ребенка, хочет ли он нарисовать свою бабочку. Рассмотрите схему рисования насекомого.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]