Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста


Беседа как метод развития диалоговой речи

Определение 1
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-то; организованный и подготовленный диалог по заранее выбранной теме.

Беседу рассматривают в дошкольной педагогике в качестве метода ознакомления с окружающим миром и вместе с тем в качестве метода развития связной речи. Радина Е.И. в своих исследованиях подробно раскрывала значение беседы в умственном и нравственном воспитании детей. В одних беседах могут систематизироваться и уточняться представления, которые ребенок получил в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдения и деятельности. Другие беседы помогают ребенку более глубоко и полно воспринять действительность, прояснить то, что им осознается недостаточно. В результате знания детей становятся более четкими и осмысленными.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Ценность беседы заключается в том, что в ходе ее взрослый учит детей логическому мышлению. В беседах дети должны вспоминать информацию, анализировать ее, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы и умозаключения. Вместе с мышлением в беседах развивается и речь.

Высказывая свои мысли в беседе, ребенок формулирует их не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитания предполагают более подробное описание увиденного, пережитого, побуждающее выражать оценки, личное отношение к обсуждаемой теме.

Замечание 1

Содержание беседы с воспитанниками ДОУ – программный материал, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, то есть бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в садике.

Содержание беседы должно быть педагогически обосновано, решать задачи разностороннего воспитания, доступно и психологически близко для дошкольников. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание детей, активизируют их мышление, если программный материал понятен и близок полученному детьми опыту.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 450 ₽ Реферат Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 270 ₽ Контрольная работа Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Тематику бесед определяют конкретные задачи воспитательной работы с детьми, их возрастные особенности, запас знаний, которые были приобретены на экскурсиях и во время наблюдений, а также ближайшее окружение. Роль беседы может быть выполнена, если она базируется на других методах ознакомления с окружающей действительностью – экскурсии, прогулки, наблюдения, если дети обладают знаниями и опытом, которые требуют упорядочения.

Hill (1986) выделяет пять типов интерпретации:

1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.

2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».

3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи). Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта.

4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.

5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Приведем в качестве примера объяснение клиенту понятия «агорафобия» (Storr А., 1980):

«Из Вашего рассказа следует, что мир сделался для Вас опасным с детства, когда мать боялась отпускать Вас одного из дома. Такой страх для трехлетнего ребенка не удивителен, но с годами уверенность в себе и склонность к риску возрастают. Единственная ненормальность Вашего страха — это его продолжительность».

Данная интерпретация не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.

Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем.

Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. По данным S. Spiegel и С

Hill (1989), клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание

Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Классификация видов беседы

Флерина Е.А. разработала классификация видов беседы на основании дидактических задач. Так, ею выделены три типа беседы:

  • вводная, которая организует детей на определенный вид деятельности;
  • сопутствующая детской деятельности и наблюдениям детей;
  • заключительная, призванная уточнить и расширить опыт детей.

Каждый тип беседы своеобразен по целевой установке и методу. Основа этой классификации – взаимодействие детского опыта и выражение его в речи.

Кониной М.М. выделено два вида бесед, которые дополняют классификацию Флериной, основой их выступает материал, в связи с которым проводят беседу.

С позиций содержания условно выделяют познавательные беседы, например, о школе или родном городе и этические беседы – о нормах и правилах поведения людей дома и в обществе.

Список литературы

1. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Редактор- составитель А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.

2. Ильин Е.П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.

3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К.Кругловой.- М.: Независимая , 2000 — 124с.

4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с..

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005 — 295с.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

7. Молден Д. «Менеджмент и искусство НЛП». — М., 1997г.

8. Миникес Л. Искусство делового общения, статья 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника

Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности. Второй этап

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Этапы проведения беседы

Составление плана предстоящего общения (собрать информацию о профессии, коммуникативных качествах собеседника; выяснит отношение собеседника к вопросам, которые будут затрагиваться; тема должна быть четко определена и приемлема для собеседника; для самого экспериментатора необходимо четко выяснить, что он желает достичь в ходе беседы, какую цель преследует; вопросы беседы должны быть продуманы, но не строго определены).

  • Создание внешних условий для облегчения контакта, (продумайте, где сидите Вы и Ваш собеседник).
  • Установление контакта.
  • Адаптация. В процессе адаптации выделяются следующие моменты: а) личная адаптация (к тому с кем ведется беседа, познание и привыкание); б) ситуативная адаптация (привыкание к условиям, предмету и цели общения); в) социальная адаптация (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении).
  • Контроль психического состояния собеседника и его отношение к начинающемуся общению (как он себя ведет).
  • Действия по ликвидации помех, возникающих в общении (незавершенность психологической адаптации; отрицательная установка собеседника на контакт; наличие психических состояний, которые затрудняют общение (гнев, горе, возбуждение).
  • Анализ после беседы.

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Средства беседы

Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.

Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:

  • постановка вопросов;
  • выслушивание собеседника;
  • изучение реакций собеседника;
  • передача информации собеседнику.

Постановка вопроса

Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить

Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:

  1. Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ.
  2. Не задавать слишком длинные вопросы.
  3. Избегать сдвоенных вопросов (или… или…).
  4. Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ.
  5. Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели.
  6. После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.

Выслушивание собеседника

В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит

Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:

  1. Реже употреблять в своей речи слово «я».
  2. Поощрять людей говорить о самих себе.
  3. Задавать наводящие вопросы.
  4. Выказывать заинтересованность невербальными знаками.
  5. Не отвлекаться во время разговора.
  6. Смотреть на собеседника.

Изучение реакций собеседника

Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы

При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. д. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]