Проект «В гостях у сказки»
- 6 мая 2016
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2016»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В.А. Сухомлинский
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должное значение важной роли сказкам в воспитании детей.
Актуальность проекта определяется тем, что его реализация включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей): семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «Жили-были…», театрализованные творческие постановки силами педагогов ДОО «Парад сказок».
Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Целевой ориентир проекта: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта:
для детей:
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней;
для педагогов:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Проект краткосрочный, его реализация рассчитана на 2 месяца (март-апрель).
Участники проекта: обучающиеся (воспитанники ДОО), родители (законные представители), педагогические работники ДОО.
Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствия возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участия заинтересованных сторон.
Календарный план проекта строится в 3 этапа:
- подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
- основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
- заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
Ресурсы проекта:
Кадровый ресурс | Педагоги: воспитатели групп, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды) Администрация ДОО: заведующий, заместители заведующего Родители обучающихся |
Материально- технический ресурс |
|
Информационный ресурс |
|
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие интереса детей к сказкам;
- закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы.
Для педагогов:
- оформление общей книги сказок по итогам творческого семейного конкурса сказок собственного сочинения «Жили-были…»;
- изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
- презентация проекта;
- формирование желание продолжить проектную деятельность;
- оформление проекта.
Для родителей:
- содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
- укрепление детско-родительских отношений.
Проект «В гостях у сказки»
Автор: Митькина Евгения Павловна, заместитель заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка» (1 квалификационная категория по должности «воспитатель», педагогический стаж 6,5 лет).
Педагогический проект«Путешествие по сказочным тропинкам»
Для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» по сказкам народов мира и сказкам Сибирских писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется во всех видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы) и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Календарно-тематическое планирование составлено по месяцам, что позволяет реализовать региональный компонент, через ознакомление детей с произведениями Сибирских писателей.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.
Задачи:
— Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;
— Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
— Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.
— Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:
I раздел «Мир сказок»
— знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.
II раздел «Сказочные дорожки»
— создание своей сказки и иллюстрирование сказок.
III раздел «Тридевятое царство»
— проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.
Принципы реализации проекта:
1. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции.
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Предполагаемые результаты методической разработки:
— ребенок имеет представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;
— расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;
— проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;
— сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.
Этапы проекта: 1 этап:
- Выявлена проблема;
- Определена тема и цель проекта.
2 этап:
- Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
- Поставлены определенные задачи;
- Определены сроки и участники проекта;
- Составлен план совместной деятельности;
- Подобраны источники информации;
- Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
- Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.
3этап: Реализация проекта
- Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, сибирских писателей).
- Проведен цикл бесед. Беседы о героях сказок, их поступках, пересказ, сочинение своей сказки и др.
- Предметно-развивающая среда: созданы уголок книги и театральный уголок, осуществлен подбор детской литературы, силами родителей приобретены различные виды театров (теневой, конусный, настольный).
- Подготовлен и проведен видеопросмотр мультфильмов по сказкам.
- Проведен цикл занятий по ознакомлению с произведениями сибирских авторов.
- Проведена экскурсионная деятельность: в детскую художественную школу, в детскую библиотеку г. Саянска.
- Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
- Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка».
- Родителям и младшим детям ДОУ показаны инсценировки сказок.
4 этап:
- Подготовлена презентация по проекту.
- Изготовление сборника «Пишем, рисуем сказку».
- Конкурс «Пишем, рисуем сказку».
- Конкурс закладок «О бережном и заботливом отношении к книге».
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь | 1. Опрос детей по темам «Что такое сказка?», «Чему учат сказки?», «Моя любимая сказка». 2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» 3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту. 4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница». |
Октябрь | 1. Экскурсия в детскую библиотеку. 2. Чтение и пересказ из отрывка рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц). 3. Инсценировка сказки «Три поросенка». Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка». Сочинение сказки «На новый лад…» Беседа о деревья. Ситуативный разговор «С кем дружат деревья?» |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Значение сказки для развития ребенка». 2. Литературная гостиная «Творчество Василия Стародумова» «Ангарские бусы. Байкальские сказки». 3. Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации). Чтение сказок: русская народная «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», украинская народная «Рукавичка». Игры с правилами «Хитрая лиса». Беседа о животных Прибайкалья. Просмотр мультфильма. |
Декабрь | 1. Литературная гостиная «Творчество Марка Сергеева» 2. Заучивание стихотворения М. Сергеева «Кедровка» (с элементами драматизации). 3. Инсценировка сказки «Теремок» Чтение сказок: русские народных сказок «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж», Тофаларской сказки «Кедровка», Белорусской сказки «От краденого не растолстеешь». Игры с правилами. |
Январь | 1. Литературная гостиная «Сказки народов мира для детей». 2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», Словенская сказка «Кто сшил Видеку рубашку». Народные подвижные игры. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк». Просмотр мультфильма. |
Февраль | 1. Составление продолжения рассказа к предложенному тексту (отрывок из книги Виктора Астафьева «Затеси»). 2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам». 3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка». 4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками». Чтение сказок: русские народные «Крылатый, мохнатый да масленый», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Белорусской сказки «Легкий хлеб». Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций. |
Март | 1. Экскурсия в ДХШ. Тема: «Рисуем сказку». 2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку. 3. Проведение конкурса закладок и оформление выставки совместных работ детей и родителей «О бережном и заботливом отношении к книге». Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-Щучьему велению», Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сочинение сказок в самостоятельной деятельности. |
Апрель | 1. Пересказ отрывка из сказки Светланы Волковой «Дед Полешко». 2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» для младших детей. 3. Проведение конкурса «Пишем, рисуем сказку» (номинации: «Рисунок к произведению иркутского автора», «Так возникла сказка о стране чудес», «Этот сказочный мир» (рисунок к сказке). Чтение сказок: русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хвастун». Драматизации сказок. Подвижная игра «Найди себе пару» и др. Просмотр мультфильма. |
Май | 1. Награждение победителей конкурсов «О бережном и заботливом отношении к книге», «Пишем, рисуем сказку». 2. Презентация проекта для родителей 3. Итоговое мероприятие – изготовление сборника работ «Пишем, рисуем сказку». |
Список литературы:
1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.
2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.
8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.
9. Распутин В.Г. Ягоды.// Сибирячок. –1999. -№2. –с.4-6.
10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.
11. https://detsad-kitty.ru/