Проект «Сказка в гости к нам спешит» для детей старшей группы (5-6 лет)


Проект «В гостях у сказки»

  • 6 мая 2016

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2016»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В.А. Сухомлинский

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).

Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должное значение важной роли сказкам в воспитании детей.

Актуальность проекта определяется тем, что его реализация включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей): семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «Жили-были…», театрализованные творческие постановки силами педагогов ДОО «Парад сказок».

Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Целевой ориентир проекта: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

Задачи проекта:

для детей:

  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • обогащать и расширять словарный запас детей;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • воспитывать культуру речи,

для родителей:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней;

для педагогов:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Проект краткосрочный, его реализация рассчитана на 2 месяца (март-апрель).

Участники проекта: обучающиеся (воспитанники ДОО), родители (законные представители), педагогические работники ДОО.

Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствия возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участия заинтересованных сторон.

Календарный план проекта строится в 3 этапа:

  • подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
  • основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
  • заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.

Ресурсы проекта:

Кадровый ресурс Педагоги: воспитатели групп, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды)

Администрация ДОО: заведующий, заместители заведующего

Родители обучающихся

Материально-

технический ресурс

  • групповые помещения;
  • музыкальный зал;
  • технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература.
Информационный

ресурс

  • использование ИКТ;
  • обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);
  • изучение методической литературы;
  • участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • развитие интереса детей к сказкам;
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма;
  • получить эмоциональный отклик от своей работы.

Для педагогов:

  • оформление общей книги сказок по итогам творческого семейного конкурса сказок собственного сочинения «Жили-были…»;
  • изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
  • презентация проекта;
  • формирование желание продолжить проектную деятельность;
  • оформление проекта.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Проект «В гостях у сказки»

Автор: Митькина Евгения Павловна, заместитель заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка» (1 квалификационная категория по должности «воспитатель», педагогический стаж 6,5 лет).

Педагогический проект«Путешествие по сказочным тропинкам»

Для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» по сказкам народов мира и сказкам Сибирских писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется во всех видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы) и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Календарно-тематическое планирование составлено по месяцам, что позволяет реализовать региональный компонент, через ознакомление детей с произведениями Сибирских писателей.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Задачи:

— Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

— Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.

— Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

— Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:

I раздел «Мир сказок»

— знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.

II раздел «Сказочные дорожки»

— создание своей сказки и иллюстрирование сказок.

III раздел «Тридевятое царство»

— проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.

Принципы реализации проекта:

1. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Предполагаемые результаты методической разработки:

— ребенок имеет представления о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

— расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;

— проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;

— сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

Этапы проекта: 1 этап:

  • Выявлена проблема;
  • Определена тема и цель проекта.

2 этап:

  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
  • Поставлены определенные задачи;
  • Определены сроки и участники проекта;
  • Составлен план совместной деятельности;
  • Подобраны источники информации;
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
  • Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.

3этап: Реализация проекта

  • Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, сибирских писателей).
  • Проведен цикл бесед. Беседы о героях сказок, их поступках, пересказ, сочинение своей сказки и др.
  • Предметно-развивающая среда: созданы уголок книги и театральный уголок, осуществлен подбор детской литературы, силами родителей приобретены различные виды театров (теневой, конусный, настольный).
  • Подготовлен и проведен видеопросмотр мультфильмов по сказкам.
  • Проведен цикл занятий по ознакомлению с произведениями сибирских авторов.
  • Проведена экскурсионная деятельность: в детскую художественную школу, в детскую библиотеку г. Саянска.
  • Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
  • Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка».
  • Родителям и младшим детям ДОУ показаны инсценировки сказок.

4 этап:

  • Подготовлена презентация по проекту.
  • Изготовление сборника «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс закладок «О бережном и заботливом отношении к книге».

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь 1. Опрос детей по темам «Что такое сказка?», «Чему учат сказки?», «Моя любимая сказка».

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь 1. Экскурсия в детскую библиотеку.

2. Чтение и пересказ из отрывка рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц).

3. Инсценировка сказки «Три поросенка».

Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка».

Сочинение сказки «На новый лад…» Беседа о деревья. Ситуативный разговор «С кем дружат деревья?»

Ноябрь 1. Родительское собрание «Значение сказки для развития ребенка».

2. Литературная гостиная «Творчество Василия Стародумова» «Ангарские бусы. Байкальские сказки».

3. Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации).

Чтение сказок: русская народная «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», украинская народная «Рукавичка».

Игры с правилами «Хитрая лиса». Беседа о животных Прибайкалья. Просмотр мультфильма.

Декабрь 1. Литературная гостиная «Творчество Марка Сергеева»

2. Заучивание стихотворения М. Сергеева «Кедровка» (с элементами драматизации).

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народных сказок «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж», Тофаларской сказки «Кедровка», Белорусской сказки «От краденого не растолстеешь».

Игры с правилами.

Январь 1. Литературная гостиная «Сказки народов мира для детей».

2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра.

Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», Словенская сказка «Кто сшил Видеку рубашку».

Народные подвижные игры. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк». Просмотр мультфильма.

Февраль 1. Составление продолжения рассказа к предложенному тексту (отрывок из книги Виктора Астафьева «Затеси»).

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам».

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка».

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками».

Чтение сказок: русские народные «Крылатый, мохнатый да масленый», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Белорусской сказки «Легкий хлеб».

Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

Март 1. Экскурсия в ДХШ. Тема: «Рисуем сказку».

2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку.

3. Проведение конкурса закладок и оформление выставки совместных работ детей и родителей «О бережном и заботливом отношении к книге».

Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-Щучьему велению», Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сочинение сказок в самостоятельной деятельности.

Апрель 1. Пересказ отрывка из сказки Светланы Волковой «Дед Полешко».

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» для младших детей.

3. Проведение конкурса «Пишем, рисуем сказку» (номинации: «Рисунок к произведению иркутского автора», «Так возникла сказка о стране чудес», «Этот сказочный мир» (рисунок к сказке).

Чтение сказок: русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хвастун».

Драматизации сказок. Подвижная игра «Найди себе пару» и др. Просмотр мультфильма.

Май 1. Награждение победителей конкурсов «О бережном и заботливом отношении к книге», «Пишем, рисуем сказку».

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – изготовление сборника работ «Пишем, рисуем сказку».

Список литературы:

1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.

2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.

8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.

9. Распутин В.Г. Ягоды.// Сибирячок. –1999. -№2. –с.4-6.

10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.

11. https://detsad-kitty.ru/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]