ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
В стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В действительности же задачи по развитию речи детей реализуют все образовательные области. И социально – коммуникативное развитие включает в себя такую задачу как «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками», а «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные» вообще невозможно исключить из процесса коммуникации, невозможно без формирования речевых умений. И область познавательного развития: «формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Область художественно – эстетического развития: «становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений». Все образовательные области работают над формированием и развитием речи воспитанников.
И если для образовательной области «Речевое развитие» формирование речевых умений и навыков общения являются предметным содержанием, то для других областей они же являются скорее инструментом, способствующим овладению знаниями общепринятых норм и ценностей, моральных и нравственных, формированию познавательных действий, становления эстетического отношения к окружающему миру и т.д.
Таким образом, становится видно, что сформированные коммуникативные навыки, помогут воспитанниками овладеть предметными знаниями, разовьют способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности.
Поэтому «Риторика» как одна из форм непрерывной образовательной деятельности должна иметь место в жизни воспитанников детского образовательного учреждения.
В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.
Развитие речи — это составная часть риторики, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов.
Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном возрасте начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей?
Но ведь и мыслить, надо научить. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, учит словесному выражению своих мыслей, учит психологии и этике общения.
К старшему дошкольному возрасту в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения.
Однако современная педагогическая наука предлагает шагнуть дальше и рассмотреть технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. Как и любая другая данная технология ориентирована на достижения результата с помощью дидактических приемов.
М.С. Минеева дала определение риторизации: «Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики». Сама же риторика по мысли М.С. Минеевой – «…это наука, изучающая такую деятельность, которая существует в виде диалога, осуществляется в ходе замысливания, исполнения и рефлексии, может быть специфически организованной или сопровождать игру, познание, труд, общение (виды человеческой жизнедеятельности), обладать особенностями (существовать в виде текстов – жанров) в конкретных условиях публичного общения».
Ученые В.И. Аннушкин, С.Ф. Иванова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др. «…пытаются доказать жизненную необходимость риторического подхода в концепции гуманитарного образования, обосновывая свою позицию тем, что риторизация создает условия для качественной и содержательной речи, обогащая внутренний мир, оказывая влияние на духовное становление личности ребенка» (И. В. Коровайко).
«Уникальность же науки риторики заключается в том, что благодаря ее содержанию выработаны способы деятельности, которые позволяют человеку на протяжении веков осваивать приемы, помогающие понимать другого человека и эффективно взаимодействовать. Таким образом, риторические способы деятельности можно использовать и для решения дидактических задач» (Е. В. Никульченкова).
В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые компоненты и приемы технологии риторизации.
Цель риторизации – образование и воспитание личности творческой, духовной, обладающей коммуникативной, регулятивной и познавательной компетенцией.
Применяя технологию на практике можно решить следующие задачи:
- Овладение детьми умением создания собственного текста, тематически и стилистически единого, понятного для собеседника;
- применение на практике приемов, приводящих к эффективному, успешному взаимодействию в диалоге;
- развитие у воспитанников связной речи;
- воспитание грамотного собеседника, творческой личности;
- формирование предпосылок к овладению универсальными учебными действиями у воспитанников по завершению дошкольного этапа образования.
Вот основные риторические приемы:
- Речевая разминка, целью которой являются:
- развитие речевого дыхания, дикции
— формирования умения управлять своим голосом.
- Риторические игры (как способ подачи нового материала), это и использование театрализованных фрагментов, и беседы – диалоги.
- Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемной ситуации с элементами театральной игры).
- Коммуникативно – лингвистические игры.
- Игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры поведения.
В результате использования данных технологических приемов у детей формируются следующие речевые умения:
- Умение пользоваться богатством речи как инструментом для эффективного общения;
- Умение видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;
- Умение бережно относится к слову, с которым обращаешься к собеседнику;
- Разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в различных речевых ситуациях;
- Знакомство с наиболее употребляемыми (согласно возрасту детей) устными речевыми жанрами;
- Совершенствуются невербальные средства общения;
- Формируется речевой этикет в разных ситуациях общения;
- Совершенствуются средства выразительности устной речи;
- Формируется культура слушания.
Таким образом, коммуникативную компетенцию возможно формировать с помощью приемов, которые предлагает технология риторизации. Приемы этой технологии обеспечивают пропедевтику речевого искусства и умения анализировать любую речевую ситуацию, а значит, и использовать это умение в бытовых ситуациях.
Использованная литература
- Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации. Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2018.
- Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения. Баласс, 2014.
- Минеева М.С. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в становлении научно – гуманистической системы образования: проблемы исследований и преподавания: Матер. XI науч. -практ. конф. (1-11 ноября 2002г.) / Под ред. М.С. Минеевой. Пермь, 2002.
- Никульченкова Е.В. «Риторизация как технология развития речи учащихся». Журнал «Начальная школа» №2/2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014.
Следующая > |
Предисловие
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования» [4].
С сентября 2013 года дошкольное образование получило статус начального этапа общего образования в системе образования Российской Федерации [1]. Это обстоятельство повлекло за собой необходимость разработки и внедрения стандарта дошкольного образования, согласно которому результатом развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства является подготовка к успешному обучению в школе, через формирование у него предпосылок универсальных учебных действий [2].
Основой формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников являются социально-коммуникативные умения, которые создают условия для успешной социализации ребенка в обществе сверстников и взрослых. Формирование компетенций, необходимых для успешной социализации ребенка и педагогическая поддержка самоопределения развивающейся личности также опосредованы этими умениями.
На наш взгляд, сущность процесса обучения подрастающего поколения эффективному общению в общеобразовательных учреждениях раскрывается наиболее полно в курсе риторики школы и вуза, разработанном и апробированном авторским коллективом научно-риторической школы Т.А. Ладыженской [5]. В рамках основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» практиками используется пропедевтический курс риторики для дошкольников, основанный на концептуальных подходах научной риторической школы Т.А. Ладыженской [8]. Он разработан доктором педагогических наук Курцевой З.И. и призван развивать культуру речевого поведения дошкольников в жанре занимательного путешествия в страну Риторика, где все общаются вежливо, правильно, умело [7].
Предлагаемое нами содержание дополнительного образования дошкольников «Риторика до школы», его цели, задачи и разделы совпадают с программой пропедевтического курса риторики, что способствует более успешному обогащению речевой практики общения взрослых с ребенком дошкольного возраста с целью формирования у него коммуникативной и личностной готовности к школьному обучению.
Настоящее пособие предназначено для взрослых, окружающих ребенка в детском саду, в семье, в учреждении дополнительного образования и включает в себя три раздела. В первой части пособия читатель может познакомиться с содержанием дополнительной образовательной программы «Риторика до школы». В нем подробно раскрывается сущность направленных действий взрослого на достижение целевых ориентиров программы, рассмотрены формы, способы и условия ее реализации.
Вторая часть – это методические рекомендации для педагогов и родителей по организации совместной деятельности с дошкольниками. Программа носит практикоориентированный характер, поэтому в данной части пособия с подробными разъяснениями приводятся примеры вариативного использования методов развивающего обучения (основанных на образовательных технологиях ОС «Школа 2100» и адаптированных для работы с дошкольниками) по структурным компонентам тематических встреч.
В третьей части пособия предлагается конкретный практический материал, который можно использовать в процессе начального этапа риторического образования детей. Это тексты риторических задач и упражнений с вопросами к ребенку, перечень художественных произведений и произведений устного народного творчества для чтения детям, творческие задания и материалы самодиагностики для родителей, варианты образовательных проектов по обеспечению преемственности уровней образования детский сад – начальная школа для воспитателей и учителей начальных классов.
Включение дидактических материалов в образовательный процесс не предполагает жестких ограничений ни по форме, ни по тематике, предложенной в программе. Сформулированные автором вопросы и задания носят рекомендательный характер и предполагают вариативность использования как в совместной со взрослым, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, условия для которой создаются родителями и педагогами.
Автор выражает благодарность всем, кто сейчас держит в руках это пособие и надеется, что представленный в нем методический и дидактический материал будет способствовать успешному решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников при подготовке к школе.
Риторика в детском саду: что это и зачем она нужна ребёнку?
Хусенова Е.Р. Риторика в детском саду: что это и зачем она нужна ребёнку? // Совушка. 2022. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 25.01.2022).
Заказ № 611624
В последнее время в своей работе с детьми все больше внимания уделяется развитию речи, развитию художественно- образного мышления детей, этическому восприятию текста литературных произведений, работе над интонационной выразительностью речи (логическим, эмфотическим и психологическим паузам и ударениям, что, несомненно способствует развитию дивергентности мышления и в конечном итоге, как зато ни звучит, быть может, парадоксально, развитию и становлению личности ребенка. Для этого использую возможности риторики.
Риторика в детском саду подразделяется на речевые опыты, речевую этику и технику речи. Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета. Техника речи — работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой. Речевые опыты- работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и практического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и сверстниками.
Ведь риторика – это не просто умное слово, это то, что нас окружает в повседневной жизни: на работе, в школе, в компании друзей.… Если говорить научным языком, риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Проще говоря, риторика учит с помощью речи воздействовать на других людей. Выйти на публику и произнести даже самую простую речь порой становится невыполнимой задачей. Еще сложнее произнести ее так, чтобы аудитория услышала слова, восприняла их и запомнила. Риторика помогает выступающему понять, что нужно говорить аудитории, как подать информацию: какие использовать жесты, куда нужно смотреть, где делать паузы и так далее.
Как это ни парадоксально, большинство людей совершенно не умеют выступать перед аудиторией: боятся, стесняются, начинают заикаться, путаться в словах.… А все потому, что основы риторики не были заложены в детском возрасте.
Современные образовательные программы обязательно включают в себя занятия по риторике в дошкольных учреждениях. Малыши в этом возрасте, как губка, впитывают в себя новые знания и навыки, поэтому процесс обучения для них становится веселым и интересным. Тем более уроки проходят в познавательной игровой форме, чтобы детям этот процесс доставлял только удовольствие.
Посещая кружок по риторике, дошколята учатся не только овладевать речью как инструментом взаимодействия, но и развивают свои личностные качества, учатся преодолевать комплексы (застенчивость, робость, неуверенность в себе).
К сожалению, далеко не все детские сады уделяют внимание такому важному аспекту, как занятия по риторике. Чтобы ребенок рос воспитанным, уверенным в себе, коммуникабельным в детском саду проходит обучение по риторике и этикету. Все занятия разработаны с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждой возрастной подгруппы.
Все занятия построены по средствам интерактивной игры, беседы, различных дискуссии. В процессе дети учатся общаться, попадая в разные коммуникативные ситуации. Увлекаясь игрой, дошколята познают основы этикета, учатся общаться между собой и с окружающим миром.
С помощью таких занятий ребенок становится более раскрепощенным, открытым и уверенным. Они позволяют малышу раскрыть свои таланты и способности.
Каждый родитель желает видеть своего малыша на высоких должностях, лидером в своем деле, амбициозным начальником, и помочь ему в этом смогут занятия риторикой на самых ранних этапах. Не уделив этому должного внимания, ребенок может упустить много возможностей в будущем!
Дополнительная образовательная программа «Риторика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 «Сказочка»
города Димитровграда Ульяновской области
Галеева Ризидя Иордановна,
учитель-логопед
Содержание дополнительной образовательной Программы «Риторика»
Тематическое планирование первого года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | 6 |
1.1. | «Острое словечко колет сердечко» (Что такое общение?) | 1 |
1.2. | «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение). | 1 |
1.3. | «Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.) | 1 |
1.4. | «Вежливости открываются все двери» (Зачем быть вежливым?) | 1 |
1.5. | «Лучше друг верный, чем камень драгоценный» (Поделись игрушкою своей!) | 1 |
1.6. | «Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…) | 1 |
2. | «Речевой этикет» | 6 |
2.1. | «Добро того учит, кто слушает» (Благодарность) | 1 |
2.2. | «Попросишь красиво — будешь очень милой» (Как обратиться с просьбой) | 1 |
2.3. | «Каков привет, таков и ответ» (Здравствуйте!) | 1 |
2.4. | «Много говорить — голова заболит» (Правила общения). | 1 |
2.5. | «Красна речь слушаньем» (Какой ты слушатель?) | 1 |
2.6. | «Слово жжет хуже огня» (Не забудь извиниться). | 1 |
3. | «Техника речи» | 6 |
3.1. | «Будь своему слову господин» (Каким тоном?) | 1 |
3.2. | «Лучше ногой запнуться, чем языком» (Твой голос) | 1 |
3.3. | «Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…) | 1 |
3.4. | «Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?) | 1 |
3.5. | «Слово за словом вперебой идет» (Не сломай язык!) | 1 |
3.6. | «Где слова редки, там они вес имеют» (Отгадай, что я сказал!) | 1 |
Всего | 18 |
Тематическое планирование второго года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | 5 |
1.1. | «Хорошая беседа не хуже обеда» (Для чего люди общаются?) | 1 |
1.2. | «Друга нет – не мил белый свет» ( Для дружбы нет расстояния). | 1 |
1.3. | «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…) | 1 |
1.4. | «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» ( Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много). | 1 |
1.5. | «Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает» (Кто? Кому? Зачем? Как?) | 1 |
2. | «Речевой этикет» | 8 |
2.1. | «Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого» (Не забудь извиниться!) | 1 |
2.2. | «Без привета нет ответа» (Здравствуйте!) | 1 |
2.3. | «В чем проговорился, с тем и простился» (До свидания!) | 1 |
2.4. | «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность) | 1 |
2.5. | «Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай» (Правила общения). | 1 |
2.6. | «Говорить, не думая,— что стрелять, не целясь» (Как обратиться с просьбой). | 1 |
2.7. | «Лошадь узнают в езде, человека — в общении» (Разговор по телефону) | 1 |
2.8. | «Жить в соседях — быть в беседах» (Приглашение) | 1 |
3. | «Техника речи» | 5 |
3.1. | «Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?). | 1 |
3.2. | «Язык болтает, а голова отвечает» (Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!) | 1 |
3.3. | «Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое» (Когда хорошо молчать как рыба?) | 1 |
3.4. | «За её языком не поспеешь и босиком» (Поспешишь – людей насмешишь!) | 1 |
3.5. | «Слов много, а дела мало» (Отгадай, что я сказал!) | 1 |
Всего | 18 |
Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования концепция и программа которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.
Программа служит дополнением к уже существующему курсу «Ты ‑ словечко, я ‑ словечко» для дошкольников З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Раздел «Общение»
Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).
Цель:
Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
Задачи:
Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
Раздел «Речевой этикет»
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.
Цели:
Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.
Задачи:
Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.
Раздел «Техника речи»
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).
Цель:
Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.
Задачи:
Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.
Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:
Раздел программы | Возраст детей | ||
от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7 лет | |
ОБЩЕНИЕ | виды общения, невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения) | + компоненты речевой ситуации, коммуникативные цели общения | + правила общения |
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | приветствие, прощание, благодарность, извинение | + просьба, отказ | + разговор по телефону |
ТЕХНИКА РЕЧИ | скороговорки, считалочки, чистоговорки | + пословицы, поговорки, | + скороговорочные рассказики, сочинение чистоговорок. |
Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.
Предполагается самостоятельный выбор и творческое использование педагогами программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет — не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут [3].
Учебный план Программы.
Период обучения | Раздел Программы | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Общая длительность | ||||
сентябрь-ноябрь | ОБЩЕНИЕ | 12 | 12 | портфолио «По дороге к волшебной стране «Риторика» | ||
декабрь-февраль | ТЕХНИКА РЕЧИ | 12 | 12 | |||
март-май | РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | 12 | 12 |
Методы обучения и педагогические технологии:
№ п / п | Структурный компонент тематической встречи по программе | Методические приемы, обеспечивающие продуктивную деятельность детей | Методы развивающего обучения (на основе технологий ОС «Школа 2100») |
1. | «Риторика в фольклоре» | Беседа-рассуждение с детьми о пословице по теме встречи | метод проблемного диалога |
2. | «Проблемная ситуация» | Выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения | |
3. | «Волшебная риторика» | Чтение педагогом риторической сказки и произведений художественной литературы по теме встречи | метод продуктивного чтения |
4. | «Риторические зарисовки» | Работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей | |
5. | «Новости из дома» | Выступления детей по результатам выполнения творческих домашних заданий с родителями | метод портфолио |
6. | «Риторика в играх» | Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения | |
7. | «Детский сад в гостях у школы» | Реализация механизма преемственности со следующей для ребенка ступенью образования «начальная школа» | метод проектов |
Формы организации образовательного процесса.
Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:
1) Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности дошкольников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников (на прогулке, через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.
2) Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в ДОУ (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности дошкольников.
Формы организации занятия. Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:
1. Словесные методы обучения: беседа; анализ текста и др.
2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения: творческие задания; коммуникативно-речевые упражнения; риторические игры и др.
Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.
Организация работы по Программе
Срок реализации. Программа «Риторика для дошкольников» может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений и реализована в дошкольных учреждениях любого типа, в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста и в школах, где ведется предшкольная подготовка будущих первоклассников, в течении одного или трех лет.
Особенности организации педагогического процесса. Методы организации совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком по программе «Риторика» описаны подробно в соответствующем разделе «Методы развивающего обучения в реализации содержания программы» авторского пособия «Риторика до школы».
Кадровое обеспечение. Реализация программы «Риторика для дошкольников» не предполагает введения дополнительных специалистов для работы с детьми в группе.
Эффективность реализации программы обусловлена коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома. Методическое обеспечение процесса совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога представлено в учебно-методическом пособии автора «Речевая культура диалога педагога с родителями» (М: «Баласс», 2012. -192 с.).
Материально-техническое оснащение. В процессе реализации программы целесообразно использование теле и видеоаппаратуры, аудио и визуальных средств, позволяющих наглядно демонстрировать детям все стороны устной речи в ее многократном повторении (просмотр мультфильмов, запись голосов и т.п.) и динамике (видеозаписи выступлений дошкольников и т.п.).
Информационное обеспечение. Программа «Риторика» является логическим продолжением и дополнением пропедевтического курса риторики, содержание которого раскрыто в методических рекомендациях для воспитателей, учителей и родителей. Ты-словечко, я – словечко… З.И. Курцевой (М.: «Баласс», 2002. – 96 с.).
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Все разделы Программы взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют друг за другом. Основными показателями социально-коммуникативного развития ребенка являются продукты детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество) в динамике, то есть сравнение достижений ребенка с его же достижениями на более ранних этапах, а не в сравнении с другими детьми.
Совместимость с другими образовательными программами. Программа может быть использована совместно с другими программами различной направленности